«Аллахумма, прости мне грех мой, и сделай дом мой просторным, и сделай удел мой благодатным» [Ахмад, 16599; Насаи, 9828; Сахих аль-джами ас-сагыр, 1/399].
Это одно из тех дуа, которые пришли к нам из Пречистой Сунны. С ними взывал к Всевышнему Творцу наш любимый Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Несмотря на свою простоту и краткость, эта мольба затрагивает очень важные для каждого верующего вещи.
«Аллахумма, прости мне грех мой». О Аллах, я прошу Тебя посредством Твоих прекрасных имён и возвышенных качеств простить мне все мои грехи.
Это очень важная просьба. Ведь когда у человека копятся грехи, это оказывает очень глубокое влияние на его внутреннее состояние. Сердце его постепенно ожесточается. Тогда он оказывается в незавидном положении, и его ждёт печальная участь и погибель. Вот почему грехи, даже те, которые кажутся нам незначительными, на самом деле представляют большую опасность для нас.
Одна из наших главных задач в земной жизни — старательно избегать грехов, как тяжких, так и малых, ибо малые грехи — путь к тяжким грехам и риск навлечь на себя гнев Всевышнего. Сердца не ожесточаются в один миг. Это происходит постепенно и часто почти незаметно для их обладателей. Когда человек грешит, один грех обычно влечёт за собой другой. Мы просто привыкаем к ним и перестаём осознавать исходящую от них опасность. А ведь ослушание Господа может сделать нас несчастными в обоих мирах.
Живое и богобоязненное сердце и покорность Всевышнему — вот наши ключи к Раю.
«и сделай дом мой просторным». О Аллах, сделай просторным для меня то место, в котором я живу в этом мире, ведь удобное жилище, в котором достаточно места, относится к составляющим земного счастья верующего. Когда дом тесный и неудобный, в нём трудно создать порядок и уют, и это может отражаться на эмоциональном состоянии человека, негативно влиять на его настроение, делаясь причиной беспокойства и тревоги, а порой и становясь помехой в его деятельности, как мирской, так и связанной с религией и миром вечным. Мы много времени проводим в своём доме, и атмосфера в нём часто влияет на наши мысли, помогая либо, наоборот, мешая нам настраиваться на позитивный лад и продуктивную работу.
А согласно мнению некоторых комментаторов, речь в этой мольбе идёт не о нашем жилище в этом мире, а о могиле, которая становится нашей обителью после завершения нашей земной жизни. Тогда эти слова означают: о Аллах, сделай просторной для меня мою могилу и сделай её одним из садов Рая.
При этом нам ничто не мешает подразумевать оба значения при обращении к нашему Всемогущему Господу с этой мольбой, в надежде обрести счастье земное и вечное и преуспеть в обоих мирах.
«и сделай удел мой благодатным». О Аллах, сделай мой удел дозволенным и благим, одари меня щедро благами от Тебя и внуши мне довольство тем, что Ты даровал и предопределил мне, и помоги мне не засматриваться на блага, которые принадлежат другим и предназначены не мне, и никому не завидовать. Благой удел очень важен, поскольку становится помощью для верующего не только в исполнении мирских задач, но и в совершении благих дел и поклонении Творцу. Ведь мы созданы такими, что не можем обойтись без мирских благ, и когда Всевышний Аллах дарует нам их в необходимом количестве и у нас есть возможность получать их из благого источника, то мы обретаем не только средства к существованию, но и возможность наилучшим образом реализовывать свой потенциал и исполнять возложенную на нас миссию.
Таким образом, эта мольба, несмотря на свою краткость, охватывает благо мира этого и благо мира вечного. Ведь прощение предполагает преуспеяние и спасение. Обретшему прощение грехов открыт путь в Рай, а это предел мечтаний каждого верующего. Это благо, относящееся к миру вечному, поскольку речь идёт о спасении в Судный день и загробной участи человека. А просторный и удобный дом наряду с благим уделом помогают человеку быть счастливым в мире этом и становятся для него поддержкой и опорой, а также средством для совершения благих дел.
Так одно счастье дополняет другое, и от счастливого существования в этом мире человек переходит к ещё более счастливому существованию в мире вечном. А разве не к этому стремится каждый из нас? Поэтому нет ничего удивительного в том, что наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) учил нас этой и другим подобным мольбам — кратким, но важным и содержательным.