«Аллахумма, внуши мне благоразумие и защити меня от зла души моей» [Ахмад, 19992; Тирмизи, 4276].
Эта мольба из Пречистой Сунны очень коротка. Но содержит она в себе столь важные просьбы, что значимость её вполне очевидна, и сразу понятно, почему наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обращался к своему Всемогущему и Великому Господу с этой мольбой.
«Аллахумма» — это благовоспитанное обращение, которым мы должны начинать нашу мольбу и которое само по себе уже является одним из способов приближения к Всевышнему, узаконенным в нашей религии и увеличивающим наши шансы получить ответ.
«внуши мне благоразумие». Внуши мне, Господи, стремление следовать прямым путём и совершать благие, угодные Тебе деяния, быть богобоязненным, праведным, благочестивым. Сделай веру мою искренней, мою преданность Тебе — безграничной, мою надежду на милость Твою достаточной для того, чтобы не отчаиваться, и мой страх перед Тобой — достаточным для того, чтобы удерживать меня от грехов и ослушания.
Благоразумие помогает верующему делать то, что правильно, и избегать всего того, что может повредить ему в этом мире и в мире вечном. Поэтому важность благоразумия для каждого верующего не подлежит сомнению, и счастлив тот, кому оно даровано, ибо оно подобно компасу, помогающему нам не сбиваться с верного курса.
«и защити меня от зла души моей». Господи, защити меня от того зла, источником которого может стать для меня моя собственная душа. Ведь ни для кого не секрет, что душа порой подталкивает своего обладателя к скверным поступкам или удерживает его от совершения поступков благих и достойных. Одним словом, очень часто наша душа делает то, что в действительности противоречит нашим интересам. Она выбирает не тот путь, который ведёт к довольству Аллаха и, как следствие, к спасению, преуспеянию и счастью в обоих мирах, потому что этот путь непрост, а она ленива по своей природе и привыкла выбирать самое лёгкое. Но ничто не происходит само по себе. Без труда не достичь желаемых результатов, он необходим везде и всегда.
Человеческая душа устроена так, что трудиться она не любит даже тогда, когда это ей на пользу. Вот почему она часто становится союзником коварного шайтана против своего обладателя. Шайтан наущает человека, а его ленивая, подверженная влиянию страстей душа потакает хитрому искусителю. Вот почему так важно воспитывать свою душу и приучать её к покорности Всевышнему, даже если это неприятно для неё. И, конечно же, обращаться к Всевышнему Аллаху с мольбами, испрашивая у Него помощи в этом и защиты от опасности, источником которой она может стать для нас.
В этом мире искушения окружают нас со всех сторон, коварный враг — шайтан — не дремлет, а страсти в человеке сильны, и душа с лёгкостью идёт у них на поводу.
Вот почему раз за разом говоря ей «нет» и направляя её к благому и правильному вопреки её желаниям, мы постепенно приучаем её к тому, что однажды, с позволения Всевышнего поможет нам войти в Рай.
Не забывать о том, как коротка земная жизнь, — один из способов держать эту душу в узде. Когда верующий помнит, что у него нет времени на пустое, на скверные, приносящие один только вред занятия, и он не может позволить себе растрачивать драгоценное время на пустяки и тем более на что-то неугодное Всевышнему, это помогает ему лучше сдерживать низменные и недостойные порывы своей души и направлять свою энергию в полезное русло.
Таким образом, очень важно испрашивать у Всевышнего благоразумия и защиты от того зла, которое может исходить от нашей собственной души. Ведь тот, кому помогает Всевышний Аллах и кого Он направляет и ведёт прямым путём, не останется ни с чем и не будет несчастным. Пусть же каждый верующий взывает к Всевышнему Создателю с этой прекрасной мольбой и вместе с тем делает всё, чтобы не отклоняться в своей земной жизни от пути истинного, и неустанно занимается воспитанием души своей, дабы жизнь его была благой и счастливой в обоих мирах. Ведь результатом этих стараний станет вечное блаженство в Раю, и этот результат, несомненно, стоит прилагаемых нами сегодня усилий.