اللَّهُمَّ إنِّي أسْألُكَ عِيشَةً نَقِيَّةً ومِيتَةً سَوِيَّةً ومَرَدّاً غَيْرَ مَخْزٍ ولا فاضِحٍ
«Аллахумма, я прошу у Тебя чистой жизни, благой кончины и возвращения, которое ни будет ни унизительным, ни позорным» [Ахмад, 19402; Муджам аусат, 7572].
Это короткое, но важное дуа мы знаем из Сунны. Несмотря на краткость оно охватывает и этот мир, и мир вечный и, по сути, представляет собой испрашивание всякого блага и защиты от всякого зла в обоих мирах.
«Аллахумма, я прошу у Тебя чистой жизни». Господи, я прошу у Тебя помощи в том, чтобы жизнь моя была чистой, достойной, свободной от грехов и ослушания Тебя, наполненной праведностью, богобоязненностью, проявлениями благочестия, угодными Тебе деяниями и следованием прямым путём. И пусть жизнь моя в этом мире будет благополучной, а не наполненной испытаниями, тревогами, бедами и печалями. Иными словами, пусть моя земная жизнь будет счастливой и благой, и пусть Твоя милость, помощь, поддержка и благоволение сопровождают меня повсюду до моего последнего вздоха. Не оставь меня, Господи, убереги от опасностей, пагуб, зол и разного рода искушений и вообще от всего того, что может причинить мне вред, пока я живу в этом мире! Ведь только Ты можешь избавить от страданий, горестей и тягот, только Ты способен даровать благоденствие, благополучие, спокойствие и безопасность, только Ты можешь оградить от опасностей и помочь следовать прямым путём, ведущим к спасению, преуспеянию, Твоему довольству и Раю.
«благой кончины». И как прошу я у Тебя, Господи, благой жизни в этом мире, так прошу я у Тебя и благой кончины. Что же такое благая кончина? Сюда можно отнести смерть, которая не становится результатом долгой, изнуряющей и мучительной болезни, причиняющей страдания. Не дожить до глубокой старости, когда человек становится дряхлым и беспомощным — тоже благо. Ведь старческая дряхлость делает человека обузой для окружающих, его тело и разум лишаются былой силы и сам он уподобляется малому ребёнку и становится неспособным совершать благие деяния, поклоняться Всевышнему надлежащим образом и даже просто заботиться о себе. Человек страдает сам и причиняет хлопоты окружающим. Вот почему Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сам испрашивал у Аллаха защиты от того, чтобы ему дожить до самого скверного возраста, то есть до старческой дряхлости, и учил своих близких и сподвижников делать то же самое.
Благой кончина человека бывает и тогда, когда он успел искренне раскаяться в своих грехах, загладив нанесённые обиды и возместив причинённый ущерб, так что у него не осталось долгов ни перед Господом, ни перед Его рабами.
Произнесение перед смертью двух свидетельств — также признак благой кончины и достойного завершения земной жизни человека. Совершение благих деяний на протяжении жизни и особенно в последние дни и часы также может служить косвенным указанием на благую кончину.
Всё перечисленное очень важно, и мы должны просить у Господа миров помощи в этом. И хотя никто из нас не знает наверняка, какая участь ожидает его в мире ином, надежда на милость Аллаха должна сопровождать верующего везде и всегда.
«возвращения, которое ни будет ни унизительным, ни позорным». Господи, пусть не буду я опозорен в Судный день, когда Твои творения предстанут пред Тобою для расчёта и воздаяния. Пусть обитель, которая предназначена мне, будет благой. Убереги меня от мук в могиле и мук в Адском пламени, спаси меня от ужасов Судного дня, прости мне мои проступки и прегрешения, покрой меня милостью Своей и введи меня в Рай — обитель вечного блаженства, обитель счастливых и спасённых.
Разумеется, испрашивая у Всемогущего и Великого Господа благополучия в обоих мирах, человек и сам должен прилагать усилия для того, чтобы снискать довольство Господа и счастье земное и вечное. А для этого он должен исполнять веления Всевышнего, соблюдать Его запреты, совершать угодные Ему деяния с искренним намерением, ради Него, и, конечно же, следовать Сунне Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха).
Таким образом, для каждого из нас очень важно просить у Господа счастья, блага и благополучия в обоих мирах, дабы и наша земная жизнь, и наша кончина, и наше загробное существование были благими и осенёнными Божественным благословением и благодатью.