اللَّهُمَّ إنِّي أَسْأَلُكَ الْفِرْدَوْسَ أَعْلَى الْجَنَّة
«Аллахумма, я прошу у Тебя Фирдаус — наивысшую часть Рая» [Бухари, 2790, 7423].
Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) учил нас не только просить Господа о Рае, но и испрашивать у Него наивысшей части прекрасных райских садов.
Всевышний Аллах по милости и мудрости Своей сделал так, чтобы Рай состоял из разных садов, одни из которых выше других, и чем более прекрасными и великими были деяния человека, тем выше будет его степень в Раю.
Зная об этом, рабы Аллаха состязаются друг с другом в совершении благих, богоугодных деяний, стараясь увеличить свою награду и не только попасть в Рай, но и обрести там высокую степень.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил, что в Раю — сто степеней, и расстояние между каждыми двумя степенями как между небом и землёй.
Представить себе Рай в полной мере мы, конечно же, не способны в силу ограниченности нашего разума и наших знаний, но мы точно знаем, что это поистине прекрасное место — место, лучше которого нет.
Если говорить об упомянутом в этом дуа Фирдаусе, то подразумевается особое место в Раю. Это наилучшая и наивысшая часть Рая. Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда просите у Аллаха, просите у Него Фирдаус, ибо, поистине, это самая срединная и самая возвышенная часть Рая. Над ним — Трон Милостивого, и из него берут начало райские реки». Вне всяких сомнений, обителью самого Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) будет Фирдаус, и он займёт наивысшее место в Раю.
Сады Фирдауса упоминаются не только в Сунне нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), но и в Книге Всевышнего Аллаха. Так, в одном из коранических аятов говорится: «Поистине, обителью тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, будут сады Фирдауса» (сура 18 «Пещера», аят 107)
.
А в другой суре Всевышний Аллах сказал о богобоязненных верующих, покорных Ему и усердных в благодеянии: «Именно они являются наследниками, которые унаследуют Фирдаус, в котором они пребудут вечно» (сура 23 «Верующие», аяты 11-12)
.
Они унаследуют высочайшие и срединные места в Раю, которые являются наилучшими. Они пребудут там вечно, и их блаженство никогда не исчезнет и не кончится. И это повод задуматься для каждого из нас и, возможно, иначе взглянуть на свои намерения, слова и действия и заново оценить их. Что-то исправить, от чего-то отказаться. И, возможно, поставить для себя на будущее чуть более высокую планку. Ведь в этом мире мы живём лишь единожды, и у нас есть только один шанс сделать что-то для своего благополучия в мире загробном.
Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха), любя нас и заботясь о нашем благе, побуждал нас к наилучшему и указывал нам различные врата блага. Сама по себе мольба, как мы знаем — оружие верующего и действенное средство для обретения желаемого в обоих мирах.
И если мы просим Всевышнего сделать нашей вечной обителью сады Фирдауса — наивысшую часть Рая — и при этом делаем то, что в наших силах, чтобы устранить всё, что может помешать нам получить ответ на свою мольбу, и одновременно стараемся делать то, что способствует получению ответа, и добавляем к этому искренность и усердие в совершении угодных Всевышнему деяний, то у нас есть вполне реальная возможность обрести то, о чём мечтает каждый верующий.
Разумеется, для этого придётся приложить усилия, ибо, как сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Кто боится, тот отправляется в путь в начале ночи, а кто отправляется в путь в начале ночи, тот достигнет места назначения. Поистине, товар Аллаха дорог. Поистине, товар Аллаха — Рай» [Тирмизи, 2450; Сахиха, 954, 2335].
Наша религия учит нас, что разумный мусульманин — тот, который постоянно спрашивает с души своей и трудится ради того, что будет после смерти, потому что он в этом мире ненадолго и по-настоящему важно то, к чему он придёт после смерти. А слабый, бессильный — тот, кто позволяет собственной душе следовать её страстям и не интересуется ничем, кроме мирского. И чтобы нашей наградой стал Фирдаус, мы должны стремиться пополнять число разумных и деятельных, а не слабых и ленивых.
Пусть же Всевышний Аллах примет наши благие деяния и поможет нам усердствовать на Его пути и обрести заветный Фирдаус!