«Аллахумма, я прошу у Тебя защиты от тяжести испытания, прихода злосчастья, зла предопределения и злорадства врагов!» [Бухари; Муслим].
Это одно из замечательных дуа Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), которые мы знаем из достоверных хадисов. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) нередко обращался к своему Всемогущему Господу с этой мольбой. И это неудивительно. Ведь в этой мольбе содержится испрашивание у Господа миров защиты от многих зол.
Если мы посмотрим на это дуа внимательнее, то без труда поймём, в чём заключается его важность. Это дуа не относится к числу длинных — в Сунне мы находим примеры дуа, которые намного длиннее и содержательнее. И тем не менее важность этой мольбы не подлежит сомнению благодаря её содержанию.
В своих мольбах Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) либо испрашивал у Всевышнего Аллаха разных благ, либо просил у Него защиты от разных пагуб и зол. А в некоторых мольбах мы видим то и другое вместе. Эта же мольба относится к числу тех дуа, в которых Пророк (мир ему и благословение Аллаха) испрашивал у Всемогущего Создателя защиты от скверного, опасного и неприятного.
Любая мольба Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) — важный урок для каждого верующего уже потому, что сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был примером для нас во всём, что так или иначе связано с религией. И это дуа, конечно же, не исключение.
От чего же просил Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) защиты у Своего Великого Творца в этой мольбе? От четырёх вещей. Первое, от чего прибегал он к Господу — тяжесть испытания. Иными словами, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) просил Аллаха о том, чтобы Он уберёг его от испытаний, которых ему не вынести.
Эта мольба учит нас чаще просить у Господа благополучия. Ведь нередко обладатель слабой, нетвёрдой веры, оказываясь под градом испытаний, теряет терпение и рассудительность и начинает совершать неугодные Аллаху, предосудительные и греховные поступки. Таким образом эта мольба учит нас ценить благополучие и просить у Аллаха помощи перед лицом испытаний, следуя примеру нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Испытания у каждого свои, но постигают они каждого, и обращаться за помощью и поддержкой к Тому, Кто сотворил нас и посылает нам эти испытания — самое естественное действие для всякого обладателя веры.
Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) просил у Господа миров защиты от злосчастья. Подразумеваются тяготы, которые постигают раба Аллаха в этом мире, затрагивая его самого, его семью или имущество, или в мире вечном в качестве кары и наказания за совершённые им грехи и ослушание Всевышнего. Так эта мольба учит нас чаще взывать к Всевышнему, ища у Него помощи и защиты. Ведь все мы порой проявляем слабость, делаем упущения и поддаёмся окружающим нас соблазнам. Но раскаиваясь пред Ним, мы всецело уповаем на Его милость и прощение, и просим у Него помощи в неуклонном следовании прямым путём, в том, чтобы нам избегать грехов и неугодных Ему действий.
Ещё наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в этой своей мольбе просил у Милостивого Создателя защиты от зла предопределения. Подразумевается всё, что печалит человека, причиняет ему боль и оказывает скверное воздействие на него. Это относится и к религии, и к мирским делам. Это беды, постигающие в земной жизни самого человека, его близких и его имущество, а также скверная кончина и скверная участь в мире вечном.
Важно отметить, что испрашивание у Аллаха защиты от зла предопределения вовсе не противоречит обязательному для каждого мусульманина довольству предопределением Всевышнего. Это испрашивание узаконено нашей религией, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) подал нам прекрасный пример этого испрашивания, сделав его сунной для нас. Само предопределение Всевышнего, разумеется, не может быть злом. Здесь же речь идёт о том в предопределении Аллаха, что мы именуем злом — это болезни, бедность, лишения, войны и тому подобные беды и испытания.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также просил у Всевышнего защиты от злорадства врагов. Враги же любого человека злорадствуют тогда, когда у него случается какое-то горе, его постигает тяжкое испытание или в дом его стучится беда. Иными словами, наши недруги радуются, когда мы скорбим, плачем, страдаем или переживаем утрату. Получается, это испрашивание у Всемогущего Творца защиты от всего, что может поразить нас и тем самым порадовать наших врагов.
Чем чаще мы обращаемся к нашему Создателю с этой и другими подобными мольбами, тем лучше для нас. Ведь испрашивание у Господа защиты от этих зол и пагуб очень важно, а само обращение к Аллаху с мольбами позволяет нам постоянно ощущать нашу связь с Всевышним и поддерживать эту связь наилучшим образом.