«Аллахумма, прости мне грех мой и невежество моё, и чрезмерность во всех делах моих, и то, о чём Тебе известно лучше меня! Аллахумма, прости мне совершённое не всерьёз и всерьёз, совершённое по ошибке и умышленно, ибо всё это от меня!» [Бухари, 6398; Муслим, 2719].
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обращался к Аллаху с этими прекрасными словами, содержащими испрашивание у Всевышнего Аллаха прощения за всякий грех и проступок, какими бы они ни были и в чём бы они ни выражались. В этом испрашивании заключена скромность и смирение пред Всевышним. И мусульманину пристало обращаться к Всемогущему Аллаху с этой мольбой, следуя примеру нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Мы знаем, что в некоторых своих дуа наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) просил у Аллаха защиты от зла, в некоторых испрашивал у Него блага, а в других объединял испрашивание защиты и блага. Эта же мольба несколько иного рода. Она представляет собой испрашивание прощения.
Эта краткая мольба — замечательный образец дуа, посредством которых верующему надлежит испрашивать прощения у своего Всевышнего Господа. В этой мольбе мы видим всё, что должно быть в мольбе. Это и обращение к Господу по имени, и приближение к Нему посредством искреннего воззвания к Нему и признания рабом Аллаха собственного несовершенства, слабости, недостатков и неспособности обойтись без помощи Всевышнего и Его прощения, защиты и поддержки.
Очевидно, что для того, чтобы охватить все грехи и проступки, верующему достаточно сказать: «Прости мне всё содеянное мною» или что-нибудь в этом роде. Но в такой мольбе не будет проявлений подчинённости Аллаху (убудиййа) и стремления приблизиться к Нему посредством искренних слов и чистосердечных признаний. Мольба должна идти от сердца, и слова должны быть искренними, а сама она должна быть проникнута смирением, покорностью, скромностью и благовоспитанностью. Эта мольба полностью отвечает названным условиям.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) научил нас просить у Аллаха прощения за всё: и за наши грехи, и за наши проступки, обусловленные нашим невежеством, и за те случаи, когда мы выходим за рамки дозволенного и одобряемого религией в чём бы то ни было.
Важно отметить и то, что в этой мольбе наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) научил нас просить прощения за грехи, которые мы знаем и которых мы не знаем. Ведь не все грехи человек совершает умышленно и осознанно. Порой мы совершаем нечто греховное, сами того не замечая или не придавая своему поступку большого значения, поскольку мы по природе своей склонны к небрежности, беспечности и легкомыслию, а ведь он может оказаться тяжким проступком пред Аллахом. Да и сколько у нас грехов, совершённых давно, о которых мы с нашей короткой памятью просто не помним?
Поэтому нам надлежит испрашивать у Милостивого Господа прощения и за совершённое умышленно, и за сделанное по оплошности и легкомыслию, и за то, о чём нам известно, и за то, о чём мы не знаем или о чём мы забыли.
Эта мольба также учит нас признавать собственные упущения, ибо в мольбе нет места для лукавства. Признание греха, признание своей вины способствует принятию нашего покаяния Всевышним Творцом.
Все мы грешны, и лучшее, что мы можем сделать, — признать это, проявляя скромность, смирение и искренность, и при этом стараться избегать грехов и вообще всего того, что может навлечь на нас гнев Всевышнего и помешать нам обрести счастье земное и вечное. И, конечно же, наряду с испрашиванием прощения у Всевышнего мы должны просить у Него помощи в воздержании от предосудительных с точки зрения религии поступков, ведь Он может всё, и если Он не охранит, не защитит и не поможет, то откуда же ждать защиты и помощи нам, Его слабым и бесконечно нуждающимся в Его милости созданиям?
Эта прекрасная мольба очень важна ещё и потому, что прощение необходимо всем нам, ведь оно является нашим путём к преуспеянию и Раю. Недаром даже наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха), который был эталоном для всех верующих, испрашивал у Господа прощения по семьдесят раз на дню, а иногда и больше.