«Аллахумма, я прошу у Тебя защиты от зла моего слуха, и от зла моего зрения, и от зла моего языка, и от зла моего сердца, и от зла моего семени» [Абу Давуд; Тирмизи; Насаи].
Это одно из тех прекрасных дуа, которые мы знаем из Пречистой Сунны. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обращался с этими словами к Господу миров, подавая пример своим сподвижникам и, как следствие, всем верующим до самого Судного дня.
Мы знаем, что есть дуа, целиком посвящённые испрашиванию блага. В таких дуа Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) просил у Господа одного или нескольких благ. И есть дуа, представляющие собой испрашивание защиты от зла. Это может быть какое-то одно зло, но иногда в дуа перечисляется несколько вещей, от которых наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) испрашивал защиты у Всемогущего Создателя. А иногда в мольбе содержится и испрашивание блага, и испрашивание защиты от зла.
Эта мольба посвящена испрашиванию у Аллаха защиты от зла, причём не от какого-то внешнего, не зависящего от самого человека зла, а от зла, исходящего как раз от самого человека, от органов его тела. Мы не так уж часто задумываемся об этом, но грехи, которые мы совершаем, — это действия, совершаемые органами нашего тела. А значит, это разумно и естественно для каждого верующего — испрашивать у Аллаха защиты от зла, которое может причинить нам наш главный инструмент в этом мире — наше собственное тело.
Благородный сподвижник Шакаль ибн Хумайд (да будет доволен им Аллах) передаёт: «Я попросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): “Научи меня какой-нибудь мольбе”…». И Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) научил его приведённой здесь мольбе.
В этом хадисе рассказывается о том, что Шакаль (да будет доволен им Аллах) пришёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), стремясь к благу мира этого и мира вечного. Он не стал просить Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о тленных мирских благах, деньгах или еде. Он хотел, чтобы Пророк (мир ему и благословение Аллаха) научил его какой-нибудь мольбе, которая принесла бы ему пользу в том, что касается религии, и в мирских делах.
Такими были сподвижники нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Они искали милости Аллаха и стремились к Его довольству. И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел ему обращаться к Аллаху с этой прекрасной мольбой.
«Аллахумма…» Это обращение к Всевышнему Господу по имени, объединяющему все Его прекрасные имена. Это имя — Аллах.
За этим обращением следует испрашивание у Всемогущего Творца защиты от нескольких вещей.
«поистине, я прошу у Тебя защиты», то есть испрашиваю у Всевышнего оберегания.
«от зла моего слуха», то есть от всего запретного, что может услышать человек, будь то лжесвидетельство, слова неверия и клевета, пренебрежительные высказывания о религии и другое порицаемое и запретное, что может достигнуть человеческого слуха.
«и от зла моего зрения». Это испрашивание защиты от того, чтобы нам использовать своё зрение запретным образом. Это взгляд на запретное, то есть на то, на что религия запрещает нам смотреть, будь то чужой аурат, непристойные сцены или нечто иное.
«и от зла моего языка», то есть от всего запретного, что может слететь с языка человека, будь то злословие, лжесвидетельство, поношение, проклятие, пренебрежительные высказывания о религии и исповедующих её, разговоры о том, что человека не касается, или отказ от произнесения того, что он обязан произносить.
«и от зла моего сердца», то есть от того, чтобы наполнять сердце чем-то скверным и запретным вместо поминания Аллаха или обращать не к Аллаху сердечные виды поклонения, будь то надежда, страх или возвеличивание.
«и от зла моего семени», то есть от зла, связанного с половыми органами, а именно от того, чтобы совершить запретное, связанное с этими органами, в частности прелюбодеяние или то, что ведёт к прелюбодеянию, будь то взгляд, прикосновение, шаги в сторону объекта прелюбодеяния, решительное намерение совершить прелюбодеяние и тому подобное.
Таким образом, посредством этой мольбы наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) научил нас искать у Аллаха защиты от зла, то есть грехов, которые мы совершаем разными органами нашего тела. Но, разумеется, мы не должны ограничиваться мольбой, а должны воздерживаться от грехов и тщательно оберегать органы своего тела от запретного.