اللَّهُمَّ حَاسِبْنِي حِسَابًا يَسِيرًا
«Аллахумма, подвергни меня расчёту лёгкому!» [Ахмад, 24215; Ибн Хузайма, 849].
Эта мольба имеет самое непосредственное отношение к событиям, которые будут иметь место в Судный день, когда все мы предстанем перед Всевышним и будем спрошены о наших деяниях, совершённых в земной жизни.
Она относится, казалось бы, исключительно к миру вечному, к жизни загробной, но, как и многие другие подобные дуа, в действительности представляет собой испрашивание у Всевышнего Аллаха помощи в совершении благих, угодных Ему деяний в этом мире и защиты от деяний скверных и запретных, потому что в противном случае откуда человеку ждать лёгкого расчёта?
Эта мольба важна тем, что посвящена она вопросу, который является насущным для каждого верующего. Есть ли на свете обладатель веры, который не страшится Судного дня и не желает, чтобы его ужасы обошли его стороной и расчёт его оказался лёгким?
О чём же эта мольба? Что мы подразумеваем, когда обращаемся с ней к Господу миров? Конечно же, спасение и преуспеяние, довольство Всевышнего и вечное пребывание в Раю. Это самые сокровенные желания верующего, который всегда стремится к тому, чтобы конец его был благим, и не теряет надежды на милость Аллаха.
Расчёт не будет одинаковым для всех людей. Для некоторых он будет тяжким. А некоторые рабы Аллаха войдут в Рай без расчёта. Таких будет, увы, немного. Это будут лучшие из лучших. А другие подвергнутся лёгкому расчёту. Это означает, что их расчёт не будет долго обсуждаться и дела их не станут разбирать подробно. Им будут просто показаны их грехи, которые тут же простятся им. Всевышний сказал об этом: «Тот, кому его книга будет вручена в правую руку, получит лёгкий расчёт» (сура 84 «Разверзнется», аяты 7–8)
.
Аиша передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый, кто подвергнется [в Судный день] расчёту, который будет обсуждаться, пропал». Она сказала: «О Посланник Аллаха! Разве не сказал Всевышний: “Тот, кому его книга будет вручена в правую руку, получит лёгкий расчёт”?» Он сказал: «Это только представление дел. Тот же, чей расчёт будет обсуждаться, непременно погибнет» [Бухари, 103; Муслим, 2876].
Имам аль-Куртуби сказал о значении слов «Это только представление дел»: «Упомянутый расчёт заключается в том, что верующему будут представлены все его дела с тем, чтобы он ощутил, как велика милость Аллаха к нему: Он покрыл его в этом мире, а в мире вечном простил ему его грехи».
Лёгкий расчёт, как следует из хадисов, подразумевает, что Всевышний Аллах покажет рабу Своему его грехи. Абдуллах ибн Умар передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах приблизит к Себе верующего, и окажет ему Свою милость, и укроет его, и станет спрашивать: “Знаешь ли ты о таком-то грехе? Знаешь ли ты о таком-то грехе?” А он будет говорить: “Да, о Господь мой!” Когда же Аллах заставит его признать все его грехи и верующий посчитает, что он уже погиб, Аллах скажет: “Я покрыл грехи твои в земной жизни, и Я прощу их тебе сегодня!”» [Бухари, 6070; Муслим, 2768].
Аль-Куртуби сказал о словах «и укроет его»: «То есть окутает Своей милостью и почтит его, будет обращаться к нему мягко, с теплом, как обращаются к близкому другу или брату».
Разумеется, каждый верующий желает, чтобы предстояние в Судный день прошло для него именно так и завершилось столь же благополучно. А для этого нам нужно воспользоваться предоставленным нам шансом под названием «земная жизнь». Ведь, как известно, «сегодня — деяния, и нет расчёта, а завтра — расчёт, и уже не будет деяний».
Возможность что-то изменить и исправить есть у нас лишь до тех пор, пока мы не покинем этот мир. Важно не забывать об этом в водовороте повседневных дел и окружающей нас мирской суете.
Из всего сказанного мы можем сделать вывод о том, что мольба эта актуальна для каждого из нас. Всем нам надлежит стремиться к «расчёту лёгкому», надеяться, что наш расчёт будет именно таким, и просить об этом Всевышнего Создателя.