«Аллахумма, я прошу у Тебя защиты от скверных нравственных качеств, деяний, страстей и болезней» [Табарани; аль-Хаким].
С подобными мольбами наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не раз обращался к Всевышнему Творцу, проявляя скромность и смирение и подавая благой пример членам своей общины.
Это замечательное дуа относится к явным свидетельствам того, что нашему Пророку (мир ему и благословение Аллаха) была дарована способность вкладывать поистине необъятный смысл в немногие слова. Он умел говорить кратко и по существу, но это была не просто немногословность. Ведь среди немногословных людей есть те, кто не способен выразить свою мысль достаточно ясно, так, чтобы это не выглядело недомолвкой или неясным намёком, а то и вовсе косноязычием.
У нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) немногословность сочеталась с красноречием. Он говорил ровно столько, сколько требовалось, чтобы выразить какую-то мысль наилучшим образом. Вот почему многие его дуа были краткими, но содержательными, подобно этой мольбе.
В этой мольбе мы видим и лаконичность, и глубокий смысл, и явную благовоспитанность по отношению к Господу миров. Начинается она с обращения к Аллаху по Его имени, которое многие учёные считают величайшим из имён Аллаха.
За этим обращением следует испрашивание у Господа защиты от четырёх вещей. Казалось бы, лишь четыре пагубы, от которых надлежит просить защиты у Всевышнего. Но сколько всего скрывается за этими четырьмя фразами! Как короткое слово «пустыня» охватывает многие миллионы песчинок, так и в категории, которые обозначал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в своих мольбах, входило на самом деле множество понятий.
Сначала Пророк (мир ему и благословение Аллаха) испрашивал у Творца защиты от скверных нравственных качеств. Осуждаемых религией и разумом нравственных проявлений очень много. Сюда относятся и злоба, и зависть, и высокомерие, и скупость, и трусость, и клевета, и злословие, и все остальные порицаемые нравственные проявления, которые суть зло и тяжкое бремя и не приносят тому, кому они присущи, никакого блага.
Затем Пророк (мир ему и благословение Аллаха) испрашивал у Господа миров защиты от скверных деяний, и эта категория тоже многочисленна, ибо включает в себя все действия, так или иначе осуждаемые нашей религией. Это самые разные преступления, от которых предостерегает ислам своих последователей. Это и убийство, и воровство, и прелюбодеяние, и употребление опьяняющих напитков, и обман, и присвоение чужого имущества, и несправедливость и притеснение во всех формах и проявлениях, и, конечно же, множество других грехов, от которых верующему следует просить защиты у Творца.
Далее в этой мольбе мы видим испрашивание у Всемогущего Создателя защиты от страстей. Оно предполагает испрашивание защиты и от того, чтобы склоняться к запретным и наносящим человеку вред удовольствиям, оказывающим скверное и пагубное влияние и на его земную жизнь, и на его судьбу в загробном мире. Ведь Всевышний Аллах разрешил всё благое и запретил всё скверное, но даже в изначально разрешённом Он запретил нам излишествовать, поскольку ислам — религия золотой середины, осуждающая любые крайности, и для верующего не может быть блага в осуждаемом религией.
Испрашивание защиты от страстей подразумевает и испрашивание защиты от разного рода заблуждений, неправильных убеждений и представлений, а также искушений и сомнений, уводящих человека от следования прямым путём. Ведь это трагедия, когда страсти ведут человека за собой, как хозяин ведёт за повод покорно шагающую за ним лошадь или верблюда.
Следование страстям оставляет человека в убытке и в этом мире, и в мире вечном, и не может быть ничего благого в том, чтобы потакать капризам ненасытной человеческой души, отчаянно стремящейся к преходящим мирским удовольствиям. Как же скверно быть рабом собственных страстей и ежедневно разменивать вечное блаженство в райский садах на преходящие мирские удовольствия, которые так быстро заканчиваются, оставляя человеку лишь смутные воспоминания. Однако следование сомнениям и заблуждениям ещё страшнее излишеств в мирских наслаждениях.
И, наконец, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) просил у Господа защиты от скверных болезней. Следует отметить, что он не просил у Всевышнего защиты от болезней вообще, ибо недуги — неотъемлемая часть нашей жизни, наших земных испытаний. Болеют не только люди, но и животные и даже растения. И даже лучшие из людей — пророки Всевышнего — не избежали болезней. Достаточно вспомнить долгую и тяжело протекавшую болезнь пророка Айюба (мир ему). Но есть страшные болезни, разрушающие тело человека, обезображивающие его и сводящие его в могилу — проказа, рак и тому подобное. От таких болезней надлежит просить защиты у Господа.
Очевидно, что каждому из нас надлежит испрашивать у Господа защиты от этих пагуб, следуя примеру нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха).