اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ عِلْمٍ لاَ يَنْفَعُ وَعَمَلٍ لاَ يُرْفَعُ وَقَلْبٍ لاَ يَخْشَعُ وَقَولٍ لاَ يُسْمَعُ
«Аллахумма, я прошу у Тебя защиты от знания, которое не приносит пользы, деяния, которое не возносится, сердца, не проявляющего смирения, и слов, которые не будут услышаны» [Ибн Хиббан, 83; ат-Талик аль-хисан, 83; достоверный согласно шейху аль-Албани].
Эта прекрасная мольба из Пречистой Сунны содержит в себе испрашивание у Всемогущего и Великого Создателя защиты от четырёх вещей, которые относятся к числу зол и пагуб, от которых надлежит просить защиты у Всевышнего Аллаха каждому верующему.
Первое из этих зол — бесполезное знание. Знание может приносить человеку пользу в этом мире и в мире вечном, а может быть бесполезным или даже приносить вред. Если говорить о религиозном знании, то оно вполне может стать доводом против своего обладателя, который знал, но не поступал согласно своему знанию. Ведь с него будет спрошено за это в Судный день.
Вот почему сподвижники нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) старались не просто приобретать теоретическое знание, а сразу применять в жизнь то, что узнавали, чтобы это знание было предисловием к действию и предлогом для него. В их сознании знание было неразрывно связано с действием, и, приобретая его, они претворяли его в жизнь и передавали другим в соответствии со своими возможностями. Они ни в коем случае не рассматривали знание как нечто подобное вещам, которые, когда их становится слишком много, мы складываем в чемодан и убираем затем на антресоли.
Их знание было живым и работало на них, и они всячески заботились о том, чтобы в Судный день это знание стало доводом в их пользу и принесло им большую награду. И наше отношение к знанию должно быть таким же. Наша жизнь в этом мире коротка, и верующий должен очень внимательно относиться к тому, что, как и для чего он изучает.
Второе зло, защиты от которого испрашивал у Всевышнего Создателя наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в этой мольбе, — деяние, которое не возносится, то есть не принимается Всевышним. А мы знаем, что даже самые благие с виду деяния принимаются Милостивым Господом только при условии искренности намерения совершающего их и соответствия самих деяний Корану и Сунне. Господь не примет деяния, совершаемые напоказ и с корыстной целью, как не примет он и то, что пытаются внести в религию люди и чему не учил нас наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Религия — это следование Корану и Сунне, и если человек в своём усердии и стремлении сделать больше и лучше будет поститься не от рассвета до заката, а, скажем, сутки напролёт или совершать утреннюю молитву в четыре раката вместо двух, то никакой пользы ему это не принесёт, потому что отсутствует необходимое условие — следование Сунне.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также просил у Всемогущего и Великого Аллаха защиты от сердца, не проявляющего смирения. Смирение живёт в сердце богобоязненного верующего. Смирение и богобоязненность — путь к преуспеянию и спасению, ведь Аллах любит смиренных и богобоязненных, и эти прекрасные качества — билет в Рай. Нет блага в сердце, которое не проявляет смирения. Вот почему Пророк (мир ему и благословение Аллаха) просил у Аллаха защиты от такого сердца и учил этому членов своей общины.
И, наконец, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) испрашивал у Господа миров защиты от слов, которые не будут услышаны. Это и поминание Аллаха, и мольба. Как известно, Всевышний Аллах слышит всё, всегда и везде. Следовательно, подразумевается, что эти слова не будут приняты Творцом всего сущего и не принесут пользы и награды произносящему их, как если бы они вообще не были услышаны. Да убережёт нас Всевышний Аллах от того, чтобы наше поклонение осталось непринятым!
Испрашивание защиты от названных четырёх вещей естественным образом предполагает испрашивание у Господа миров помощи в том, что является противоположностью этих четырёх зол.
Пусть же Всевышний Аллах поможет нам приобретать полезное знание, примет наши благие деяния, наполнит наши сердца смирением перед Ним и примет наше поминание и наши мольбы, с которыми мы взываем к Нему, и не оставит их без ответа.