«Аллахумма, я прибегаю к Твоей защите от слабости, лени, трусости, скупости, старческой дряхлости и мучений могилы. Аллахумма, даруй душе моей богобоязненность и очисти её, ведь Ты — лучший очищающий её, и Ты — её Покровитель и Владыка. Аллахумма, я прибегаю к Твоей защите от бесполезного знания, и от сердца, не проявляющего смирения, и от души, которая не насыщается, и от мольбы, на которую не будет ответа» [Муслим; Насаи].
Эта прекрасная мольба не раз слетала с уст нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). И если бы даже единственным её достоинством было то, что произносил её последний Божий пророк, то этого было бы достаточно.
Разве это не замечательно, что сегодня мы имеем возможность взывать к Господу миров с теми же словами, с которыми взывал к Нему пятнадцать столетий назад Его великий пророк? Эти слова слетали с благословенных уст самого богобоязненного представителя мусульманской общины, служившего примером для остальных.
Одна мысль об этом заставляет сердце трепетать. А если мы посмотрим на содержание этой мольбы, то увидим ещё много удивительного.
В этом дуа мы видим и использование способов приближения к Всевышнему Аллаху, и различные проявления благовоспитанности. Посланник (мир ему и благословение Аллаха) испрашивал у Всевышнего Аллаха разных благ и просил у Него защиты от множества зол. Поэтому в этой мольбе много ценных уроков для нас.
Сначала Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) просил у Всемогущего Господа защиты от скверных и опасных качеств и состояний. Среди этих качеств — слабость, предполагающая неспособность совершать благие дела, и лень, удерживающая человека от совершения богоугодных деяний. Также Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) просил у Аллаха защиты от трусости, которая стоит за множеством неприглядных и даже позорных и мерзких поступков, подталкивая своего обладателя к дурному и удерживая от благого. Скупость — ещё одно скверное качество, от которого каждому верующему надлежит просить защиты у Господа, поскольку оно способно принести своему обладателю много бед.
Старческая дряхлость — состояние, в котором человек беспомощен и, учитывая слабость разума и тела, ему очень трудно приносить пользу себе и окружающим. Напротив, он нередко становится обузой для других. А мучения в могиле страшны и заслуживают того, чтобы стараться избежать их и просить у Милостивого Творца защиты от них.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) просил у Господа миров богобоязненности и очищения для своей души и при этом искал приближения к Нему, говоря: «ведь Ты — лучший очищающий её, и Ты — её Покровитель и Владыка». Это восхваление Всевышнего и упоминание Его прекрасных имён и возвышенных качеств.
Богобоязненность важна и необходима потому, что она удерживает своего обладателя от грехов и побуждает его к покорности Аллаху, помогая ему следовать прямым путём, ведущим в Рай. Эта мольба учит нас просить у Аллаха богобоязненности и очищения души, ибо это важные составляющие преуспеяния и счастья в обоих мирах и дарует их только Всевышний Аллах, Который сотворил всё сущее и распоряжается всем.
Далее Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) попросил у Господа защиты от нескольких вещей, и прежде всего — от бесполезного знания. Это мёртвое знание, которое человек не применяет и не претворяет в жизнь и которое не оказывает положительного влияния на его нрав, слова и действия. Это ненужное бремя, которое лишь мешает своему обладателю.
Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) попросил защиты от сердца, не проявляющего смирения. Иметь такое сердце — беда для человека, ведь это чёрствое сердце, невосприимчивое к наставлениям и увещеваниям. Смирение пред Господом — одно из главных качеств искренне верующего.
Просил Пророк (мир ему и благословение Аллаха) у Всевышнего защиты и от души, которая не насыщается, то есть ненасытна в отношении мирских благ и в бесконечной погоне за ними не довольствуется отмеренным ей уделом. Это тоже беда, ведь обладатель такой души только и делает, что копит тленные мирские блага и только и озабочен тем, чтобы собрать как можно больше. А разве в этом смысл земной жизни, разве для этого она предназначена?
Свою прекрасную мольбу Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) завершил испрашиванием у Господа миров защиты от того, чтобы его мольба оставалась без ответа. Это бедствие, заслуживающее того, чтобы просить у Милостивого Творца защиты от него, ведь мольба остаётся без ответа, когда есть препятствия для этого: либо не соблюдаются необходимые условия, либо сам человек скверен, либо мольба его скверна и несправедлива.
Это повод задуматься. Воистину несчастен тот, кто обременён бесполезным знанием, носит в груди своей чёрствое как камень, невосприимчивое к благому сердце, чья душа ненасытна в отношении не имеющих ценности украшений мира этого и чьи мольбы Господь отвергает и кого Он лишает Своей милости!