«Аллахумма, я прошу у Тебя защиты от зла того, что я сделал, и от зла того, чего я не делал» [Муслим].
Это дуа нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) — прекрасный пример краткой, но удивительно объёмной по содержанию мольбы. Такими были многие дуа Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а поскольку он был прекрасным примером для нас в исповедании религии и соблюдении её мудрых установлений, нам остаётся только следовать этому примеру и чаще обращаться к Господу миров с подобными мольбами. Ведь искренняя мольба — прекрасный способ защитить себя от многих зол и снискать великое благо с позволения Всевышнего Творца.
Мольба начинается с испрашивания у Всемогущего Господа защиты от содеянного. Это испрашивание защиты от возможных последствий неправильных, скверных и неугодных Всевышнему Аллаху деяний. Это относится и к уже совершённым действиям, и к совершаемым сейчас, и к тем, которые раб Аллаха ещё совершит. Иными словами, эта мольба охватывает все деяния человека, совершаемые им на протяжении всей его земной жизни, вне зависимости от того, сколько он уже прожил в этом мире и сколько ещё ему суждено прожить.
В этом и состоит уникальность этой мольбы. Всего несколько слов охватывают весь период земного существования человека.
Мы знаем, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) относился к числу Божьих пророков, которые были лучшими представителями человечества. Они были дальше всех людей от грехов и дела их были воистину благими и образцовыми. Следовательно, в подобных мольбах находили выражение его скромность, богобоязненность, возвеличивание Аллаха и понимание неспособности обойтись без Него, Всевышнего. Кроме того, посредством таких дуа он учил и воспитывал свою общину.
Ведь если деяния Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) соответствовали его положению Божьего избранника и заключительного посланника Господа миров, то наши деяния соответствуют нашему положению простых смертных, то есть рядовых верующих, у которых к благим деяниям примешиваются скверные. А это означает, что у нас есть все основания страшиться последствий своих деяний, бояться навлечь на себя гнев Всевышнего Господа и просить у Него помощи в отдалении от грехов и защиты от возможных скверных последствий совершаемых нами проступков.
Таким образом, эта мольба учит нас испрашивать у Всемогущего Создателя защиты от зла, которое могут причинить нам наши действия. Речь идёт о порицаемых действиях, которые могут повлечь за собой наказание в этом мире и в мире вечном.
Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) просил у Милостивого Господа защиты от того, чего он не делал. Это может быть испрашивание защиты от скверных последствий отказа человека от совершения тех или иных благих деяний, но эти слова можно расценивать и как испрашивание защиты от ещё не совершённых, то есть относящихся к будущему скверных, неугодных Всевышнему поступков.
Эта мольба напоминает нам о том, что мы сами причиняем себе вред посредством совершения определённых скверных действий или отказа от совершения благих, богоугодных деяний. Следовательно, мы не должны беспечно относиться к тому, что говорим и делаем, и даже к тому, о чём только помышляем, ибо скверные мысли нередко порождают скверные слова и действия.
Также эта мольба учит нас не забывать другую важную истину. Человек слаб по своей природе и часто оступается, ошибается, делает шаги в сторону от прямого пути. Ему не обойтись без помощи Господа, Который поддерживает его, утверждает на прямом пути, окружает его милостью Своей и одаряет Его милостями и благодатью. Поэтому каждому из нас также важно заботиться об укреплении своей веры, быть бдительным в отношении своих деяний, помня о том, что целью нашего земного существования является снискание довольства Господа, а также неустанно обращаться к Всевышнему Аллаху с мольбами, испрашивая у Него защиты от зла содеянного нами. Ведь мольба — настоящий клад и источник огромного блага для верующего, а Всевышний — Тот, Кто ведёт прямым путём, направляет, помогает, милует и прощает.