اللَّهُمَّ قِنِي شَرَّ نَفْسِي وَاعْزِمْ لِي عَلَى أَرْشَدِ أَمْرِي اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِي مَا أَسْرَرْتُ وَمَا أَعْلَنْتُ وَمَا أَخْطَأْتُ وَمَا عَمَدْتُ وَمَا عَلِمْتُ وَمَا جَهِلْتُ
«Аллахумма, убереги меня от зла души моей и помоги мне решительно придерживаться самого правильного! Аллахумма, прости мне то, что я совершил тайно, и то, что я совершил открыто, и то, что я совершил по ошибке, и то, что я совершил умышленно, и то, о чём я знаю, и то, о чём я не ведаю» [Насаи, 10830; Ахмад, 19992; Рияд ас-салихин, 1495; достоверный хадис].
Эта мольба заключает в себе испрашивание защиты от зла, блага и прощения. Все три просьбы очень важны для обладателя веры, потому что все мы желаем, чтобы зло нас не коснулось, и чтобы благо приходило к нам, и чтобы Всевышний Аллах простил нам наши грехи в день, когда мы будем воскрешены и предстанем перед Ним для расчёта и воздаяния.
«Аллахумма, убереги меня от зла души моей». У потомка Адама немало врагов, главный из которых, конечно же, шайтан. Но на самом деле не менее коварного врага мы носим в себе. Это наша душа — ленивая, любящая комфорт и отдых, питающая отвращения к усердию и благим делам и стремящаяся к преходящим мирским удовольствиям и наслаждениям. Обычно она тянет нас в направлении, прямо противоположном тому, которое указывает нам наша религия. Она подталкивает нас к скверным деяниям и приукрашивает для нас грехи. Недаром Всевышний Аллах говорит в Коране: «…ведь душа человека повелевает зло, если только не помилует мой Господь» (сура 12 «Юсуф», аят 53)
.
Вот почему так важно испрашивать у Всемогущего и Великого Аллаха защиты не только от шайтана и других внешних зол и пагуб, но и от зла, которое может исходить от наших собственных душ, тормозя наши благие побуждения и поощряя дурные.
«и помоги мне решительно придерживаться самого правильного». Это ещё одна очень важная просьба. Недостаточно знать истину — важно ещё и следовать ей. Точно так же недостаточно знать правильное — нужно ещё и выбирать именно его. Бывает, что человек знает, что правильно, но не делает этого. Чтобы преуспеть, потомок Адама должен держаться прямого пути и не сворачивать с него. А для этого он должен быть решителен и последователен в своих действиям, в своём каждодневном усердии, твёрдо придерживаясь выбранной дороги.
Но это невозможно без помощи и поддержки Всевышнего. Кто, как не Он, поддержит нас в этом, наставит на путь истинный и поможет этого пути придерживаться? И если Он не поможет нам, слабым, легко поддающимся разным соблазнам и искушениям, наущениям шайтана и нашёптываниям собственной души, следовать путём праведности и благочестия, богобоязненности и благодеяния, то кто же поведёт нас этим спасительным путём, ведущим к преуспеянию, довольству Аллаха и Раю? Вот почему мы обращаемся к Нему, Милостивому Творцу всего сущего, с такой мольбой. Ведь мы все желаем ясно видеть прямой путь и идти по этому пути до конца своих дней, ибо в этом и заключается смысл нашего земного существования.
Чем решительнее намеревается человек следовать прямым путём, тем больше Всевышний Аллах помогает ему в этом. И чем больше усилий мы прилагаем, стараясь исполнять веления Аллаха и соблюдать Его запреты, тем больше облегчаются нам благие, богоугодные дела.
«Аллахумма, прости мне то, что я совершил тайно, и то, что я совершил открыто, и то, что я совершил по ошибке, и то, что я совершил умышленно, и то, о чём я знаю, и то, о чём я не ведаю». Испрашивание прощения жизненно важно для верующего. Недаром самые праведные из людей — Божьи пророки — просили у Господа прощения и учили этому своих последователей. Мы совершаем грехи, от этого никто не застрахован. Поэтому каждому из нас есть за что просить прощения у Всемогущего Создателя.
А чтобы уж точно охватить все эти грехи, большие и малые, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) научил нас испрашивать прощения такими словами, то есть просить у Господа миров прощения за все наши тайные и явные, нечаянные и умышленные неподобающие деяния, как за те, о которых мы знаем и помним, так и за те, которые прошли незамеченными для нас самих или были забыты нами.