«Аллахумма, даруй мне много имущества и детей и сделай благодатным для меня то, что Ты мне даровал. И сделай жизнь мою в покорности Тебе долгой, и сделай благими деяния мои, и прости мне» [Адаб муфрад; Тирмизи].
В основу этой мольбы легло несколько достоверных хадисов. Подобно другим дуа из Сунны, эта мольба заключает в себе немало ценных уроков, и в ней содержится сразу несколько важных просьб.
Первая их них касается мирских благ, а именно — имущества и детей. Эти два блага относятся к числу самых важных и самых желанных для потомка Адама украшений мира этого.
Хотя чрезмерная привязанность к мирским благам может серьёзно повредить человеку и даже погубить его, само по себе мирское не является ни скверным, ни порицаемым. Оно необходимо нам для жизни, и если человек, которому Всевышний Аллах дарует мирские блага, использует эти блага по назначению, избегая запретного и греховного и при этом благодарит Господа за эти блага, то ничего плохого в этом нет.
Мирские блага могут стать отличным подспорьем для человека при совершении им богоугодных дел и помочь ему таким образом созидать и вершить добро во имя Всевышнего. И правильное распоряжение материальными ресурсами может принести огромную пользу и самому человеку, и окружающим его людям. Так же и дети могут принести много блага и радости своим родителям. Мы видим, как многие родители и их дети становятся друг для друга помощниками в благом, плодотворно трудясь на мирском поприще и одновременно усердствуя в делах, совершаемых для мира вечного.
И уж тем более нет ничего плохого в том, чтобы просить у Всемогущего и Щедрого Творца чего-то из мирских благ. Ведь наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) просил у Господа миров блага не только в мире вечном, но и в мире этом, подавая нам тем самым благой пример.
Что же касается испрашивания у Аллаха имущества и детей, то в этом также нет ничего порицаемого, ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) попросил этого для юного сподвижника Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), который, осенённый благодатью этой мольбы, был не только очень состоятельным, но и имел очень много детей.
Важно только, чтобы эти блага были у человека в руках, а не в сердце. Иными словами, мирские блага не должны превращаться для любого из нас в самоцель и заслонять собой мир вечный.
Эта мольба учит нас в случае, если мы испрашиваем у нашего Господа чего-то из мирских благ, сопровождать эту просьбу испрашиванием благодати. Ведь мирские блага могут стать и источником зла и пагубой для своего обладателя, но когда Всевышний Аллах делает их благодатными, ничего, кроме пользы и блага, они не приносят.
Долгая жизнь тоже относится к числу благ, если прожита она в покорности Создателю и посвящена добрым, угодным Всевышнему деяниям. Ведь если человек наполняет свои дни искренним поклонением Господу миров и усердием в покорности Ему, то каждый прожитый день лишь добавляет ему блага. Соответственно, нет ничего предосудительного в том, чтобы просить у Аллаха долгой жизни, но при этом надлежит просить и о том, чтобы жизнь эта проходила в покорности Творцу, ведь тогда долголетие будет означать большую награду.
Также следует просить Всевышнего Аллаха о том, чтобы Он сделал деяния наши благими, ведь благие деяния, сопровождаемые искренней и твёрдой верой — путь к спасению и преуспеянию и дорога к счастью в обоих мирах.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также испрашивал у Всемогущего и Милостивого Создателя прощения, подав нам всем благой пример. Все мы нуждаемся в милости Всевышнего и Его прощении, ведь все мы грешны, все мы время от времени поддаёмся наущениям шайтана и собственной души, которая, увы, склонна следовать страстям и ленива в покорности Создателю. Прощение же означает преуспеяние, ведь тому, чьи грехи прощены Всевышним, открыта дорога в райские сады.
Как и многие другие дуа нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), эта мольба учит нас испрашивать у Всевышнего блага в обоих мирах и усердствовать в покорности Ему в надежде снискать Его довольство и прощение грехов.