Наш Создатель не оставил нас без верного руководства и отправил к нам Своего Посланника, мир ему и благословение Аллаха, и ниспослал Своё Писание, из которого мы узнаём, что нужно совершать, а чего следует избегать для обретения Его довольства. Однако о порочности многих поступков нам известно не только из священных текстов. Аллах наделил нас фитрой — первозданным естеством, благодаря которому мы тянемся ко всему чистому и сторонимся безобразного, а также разумом, благодаря которому мы размышляем, анализируем и различаем то, что приносит пользу, и то, что вредит. Именно поэтому даже люди, далёкие от религии, часто находят отвратительным, недостойным и скверным то, что осуждается и порицается исламом.
В качестве примера можно привести честь человека и её оберегание. И в древние времена, и в недавние защита чести считалась жизненно важным делом у многих народов. А для некоторых честь важнее жизни, и есть люди, которые не видят смысла жить дальше, если их честь задета и на ней лежит пятно позора. Боязнь запятнать свою честь и испортить свою репутацию часто отдаляет от поступков, которые ислам называет греховными и от совершения которых человека удерживают разум и совесть.
Честь человека в исламе — предмет особого внимания и заботы. Честь входит в число пяти самых важных и жизненно необходимых человеку вещей, которые ислам предписывает оберегать — наряду с религией, жизнью, разумом и имуществом.
Благородный сподвижник Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина, и достаточно зла делает человек, который презирает своего брата-мусульманина!» [Муслим].
Таким образом, наша религия учит не только оберегать собственную честь, но и следить за тем, чтобы своими словами и действиями не задевать честь других людей. По другому и быть не может, ведь истинно верующий желает другим мусульманам то же, что и самому себе. А значит, когда возникает соблазн посягнуть на честь другого человека словом или делом, впору задуматься: хочешь ли ты подобной беды самому себе?..
Представления о чести неразрывно связаны с нашими представлениями о постыдных и низких деяниях. В известном хадисе сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Всё дозволенное ясно, и всё запрещённое ясно, а между ними находится сомнительное, относительно которого у многих людей нет знания, и кто избегает сомнительного, тот оберегает свою религию и честь, а кто впал в сомнительное, тот впал в запретное» [Бухари и Муслим].
Это значит, что если человек не сторонится грехов, то он ставит под угрозу свою честь и репутацию и даёт людям повод осуждать его и говорить о нём дурное. И даже сомнительный заработок и легкомысленные разговоры могут запятнать имя человека, ведь впасть в грех, совершая сомнительные поступки без разбора, так же просто, как поцарапаться в зарослях терновника.
Недопустимость посягательства на чужую честь каким бы то ни было способом многократно подчёркивается в аятах Корана и хадисах нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Одним из самых безобразных в этом отношении поступков является прелюбодеяние. Оно разрывает в клочья покрывало стыда и навлекает бесчестие на тех, кто его совершает и на их родственников, и Всевышний Аллах сказал: «Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путём» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 32)
. Говоря другими словами, Коран запрещает не только прелюбодеяние, но и любые поступки, приближающие человека к нему.
Однако задеть честь мусульманина — и соответственно навлечь на себя гнев Господа и заслуженное наказание — можно не только посредством прелюбодеяния и супружеской измены. Это легко может случиться и когда люди предаются пустословию на разного рода собраниях и встречах. Пустословие легко переходит в злословие, сплетни и прочие грехи. Абу Хурайра передаёт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Люди, которые покидают собрание, на котором не поминалось имя Аллаха, покидают нечто подобное туше дохлого осла, и их ждёт скорбь» [Ахмад и Абу Дауд]. То есть собрания, на которых люди не поминают Всевышнего и не говорят о том, что приносит пользу, чаще всего сопровождаются сплетнями, злословием за спиной и разговорами, задевающими чью-либо честь, и как же безобразны и отвратительны такие разговоры!
Сообщается, что однажды двое людей скверно отозвались о другом мусульманине, а через некоторое время, когда они проезжали мимо туши дохлого осла, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал им: «Спешьтесь и ешьте эту тушу!» Они воскликнули: «О Пророк Аллаха! Кто же станет это есть?» Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «То, как вы задели честь вашего брата недавно, гораздо хуже, чем поедание этой туши!» [Абу Дауд].
В другом достоверном хадисе говорится: «Поистине, к наихудшему ростовщичеству относится задевание чести мусульманина без права» [Абу Дауд]. Под этим подразумеваются клевета на мусульманина, поношение и унижение его, превознесение над ним и другие подобные действия. На них наложен ещё более строгий запрет, чем на ростовщичество, потому что честь для человека обычно дороже имущества. А ведь ростовщичество — это один из самых тяжких грехов, и совершающим его Всевышний Аллах даже объявил войну в Коране.
«Без права» — оговорено в хадисе, и сделано это потому, что в некоторых случаях задеть честь мусульманина не является грехом. Например, разрешается упоминать о пороках человека с целью предостережения от них. Также дозволено задевать честь того, кто тянет с уплатой долга, который он в состоянии вернуть: тот, кому он задолжал, имеет право сказать о нём, что он поступает несправедливо и притесняет своего брата.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Честь состоятельного должника, который отказывается возвращать долг, разрешается задевать, а самого его дозволено наказать» [Ахмад, Абу Дауд и Насаи]. Такой человек, безусловно, заслуживает упрёка и порицания, и Шариат позволяет применить по отношению к нему в качестве меры наказания арест или другие ограничения.
Наказание в этом мире удерживает многих людей от посягательства на права других людей, на их честь, имущество или жизнь. Но ещё более страшное и мучительное наказание ожидает несправедливых грешников в мире вечном. К сожалению, сегодня многие вокруг не придают этому значения и с лёгкостью совершают поступки, за которые им неминуемо придётся ответить.
Благородный сподвижник Анас ибн Малик передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда я был вознесён на небо, я прошёл мимо людей с медными когтями, которыми они царапали себе лица и грудь, и спросил: “Кто они, о Джибриль?” Он сказал: “Это — пожиравшие плоть людей [посредством злословия и сплетен] и задевавшие их честь”» [Абу Дауд].
В другом хадисе говорится: «Кто съел что-то за счёт [оскорбления] мусульманина, тому Аллах даст вкусить столько же Адского пламени, и кто получил одежду за счёт [оскорбления] мусульманина, того Аллах облачит в подобное одеяние из Адского пламени, и кто [оскорбил] мусульманина для показухи и тщеславия, того Аллах опозорит в День воскрешения» [Ахмад и Абу Дауд].
Эти хадисы призваны дать мусульманину понять, что разумный человек, желающий себе благополучия и счастья в этом мире и после смерти, должен тысячу раз подумать, прежде чем словом или делом задеть чью-то честь. Никакие мирские блага, приобретаемые столь низким путём, не стоят того, чтобы ради них подвергнуться страшному позору и мучениям, которые нам даже трудно вообразить.
А ведь именно любовь к богатству и власти, как ничто другое, подталкивает людей к несправедливости, пренебрежению людьми и посягательству на их права. Выдающийся богослов аль-Фудайл ибн ‘Ияд сказал: «Любой человек, любящий власть, завистлив. Он поступает несправедливо с людьми, выискивает у них недостатки, и ему не нравится, когда о ком-либо говорят хорошее».
Совершенно иначе поступает благочестивый верующий, желающий снискать благоволение Всевышнего. Он стремится не причинять вреда людям ни словом, ни делом, заботится об имуществе своих единоверцев так же, как о своём собственном, а заметив у кого-либо из них недостатки, покрывает их и помогает ему добрым советом. Он честен со своими братьями и не позволяет себе ни плохих мыслей о них, ни предательского взгляда, который мог бы задеть их честь.
Честь мусульманина неприкосновенна и после его смерти. Ошибается тот, кто полагает, что, задевая честь умершего, он не грешит, поскольку умерший якобы от этого никак не пострадает. Это низкое и недостойное занятие. Более того, злословить об умершем хуже, чем говорить дурное о живом человеке, потому что у живого можно попросить прощения и загладить нанесённую ему обиду, тогда как в отношении умершего подобное невозможно.
Мать правоверных ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-то из ваших товарищей умрёт, то оставьте его в покое и не отзывайтесь о нём плохо» [Абу Дауд], то есть не говорите о нём дурное, задевая его честь, ибо он уже получает то, что приготовил для себя. Аллах спросит с него за всё, что он говорил и совершал, и если он сделал что-то плохое, то он ответит за это пред Господом. Вам не следует беспокоиться об этом, но должно позаботиться о самих себе, о чистоте ваших сердец и правдивости ваших поступков, ибо вы тоже предстанете перед Господом и ответите за всё, что вы говорили и совершали.
Таким образом, задеть честь других людей можно самыми разными способами — словами, как произнесёнными, так и написанными, поступками и даже жестами. И то, что в наше время это недостойное занятие получило широкое распространение, не избавляет нас от ответственности за наши собственные слова и поступки. Посягать на чужую честь — тяжкий грех, и как же много тех, кто непременно пожалеет о том, что обсуждал пусть даже не самых праведных своих братьев, насмехался над ними и злословил за их спиной. Избегая слов и действий, задевающих честь других мусульман, мы оказываем благодеяние прежде всего самим себе, облегчая бремя грехов, которое мы заберём с собой при покидании мира этого.
О Аллах, Господь наш и Господь всех людей! Помоги нам беречь собственную честь как зеницу ока, очисти наши сердца от зависти и злобы и отдали нас от любых форм посягательства на честь, имущество и жизнь других мусульман!