Как важно для каждого из нас порой задуматься о смерти — этом страшном и горьком явлении, переносящем человека из одной жизни в другую, из одного мира — в другой. Это явление, которое оставляет в растерянности разум — так трудно нам постичь его сущность.
Смерть разбивает вдребезги мечты тех, кто грезит о бессмертии в этом мире и о бесконечности земной жизни. Смерть вынуждает всех нас, вне зависимости от нашего положения в этом мире, смотреть на земную жизнь как на своеобразную остановку на пути. Этот мир — временное пристанище, мы не сможем пребывать в нём вечно, и не найти нам в нём спокойствия и стабильности.
Есть люди, которые поняли, что в действительности представляет собой земная жизнь. Они уверовали в Аллаха, приняв его как Господа, ислам — как религию и Мухаммада — как пророка.
Из своей религии они узнали, что земная жизнь — это испытание на пути к Господу. Отправившись в это путешествие, верующий собирает запасы, которые, как он надеется, помогут ему благополучно достичь конечной цели.
А некоторые, понимая, что земная жизнь коротка и однажды она закончится, всё-таки сбились с пути и решили просто жить в этом мире, удовольствовавшись им в качестве единственной своей обители. Они не стали делать никаких запасов и даже не думали об этом. И, конечно же, участь этих путников была более чем печальной.
И каждому из нас стоит задуматься: а к какой из двух названных категорий принадлежим мы? И что мы приготовили для того дня, когда мы покинем этот мир?
Все мы в этом мире подобны человеку, который идёт и идёт себе без остановки — просто проходит мимо, нигде не задерживаясь. Именно такими учил нас быть Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Он сказал благородному сподвижнику ‘Абдуллаху ибн ‘Умару (да будет доволен Аллах им и его отцом): «Будь в этом мире словно чужестранец или даже человек, просто проходящий мимо» [Бухари].
И сам Ибн ‘Умар после этого наставления говорил: «Дожив до вечера, не жди, что доживёшь до утра, а дожив до утра, не жди, что доживёшь до вечера, и пользуйся здоровьем своим, пока не пришла болезнь, и пользуйся жизнью своей, пока не пришла смерть!» [Бухари].
Неважно, кем мы считаем себя в этом мире — путниками, просто проходящими мимо или вечными обитателями мира этого, которые никуда из него не денутся и никогда не покинут его — всё равно мы однажды уйдём отсюда. То есть мы в любом случае просто пройдём сквозь него и выйдем, когда придёт назначенный день. И мечты о вечном пребывании в этом мире подобны быстро исчезающей тени.
Всевышний Аллах сказал Своему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха): «Никому из людей до тебя Мы не даровали бессмертия. Неужели, если даже ты умрёшь, они будут жить вечно?» (сура 23 "Верующие", аят 34)
.
Такой сотворил Всевышний земную жизнь. Он пожелал, чтобы она была именно такой: «Все на [этой земле] смертны» (сура 55 "Милостивый", аят 26)
.
Сколько бы ни прожили мы в этом мире, мы всё равно покинем его, и сколько бы ни ослеплял он нас своим блеском, однажды и ему придёт конец. Сколь бы долгим ни было его существование, ему не суждена вечность.
Ничто из того, что ты видишь, не вечно,
Останется Бог, и уйдут сыновья и богатство…
Это источник, из которого пил каждый живший до нас,
И нам из него испить непременно придётся.
Наши праведные предшественники всегда помнили о смерти и спешили совершать благие дела. Один человек зашёл к благородному сподвижнику Абу Зарру (да будет доволен им Аллах) и, окинув взглядом его скромное жилище, сказал: «О Абу Зарр! Где же ваши вещи?» Он ответил: «Поистине, у нас есть дом, куда мы отправляем наилучшее из того, что есть у нас». Тот возразил: «Но ведь тебе необходимы вещи, пока ты ещё здесь». Абу Зарр ответил: «Поистине, хозяин дома не оставляет нас в нём». Под домом подразумевается мир этот, а под хозяином — Всевышний Аллах.
Всевышний сказал: «Земная жизнь — не что иное, как предмет пользования, а Последняя жизнь является Обителью вечного пребывания» (сура 40 "Прощающий", аят 39)
.
К одному праведному и усердному в совершении благих дел человеку как-то зашли некие люди и сказали: «Дом твой похож на дом человека, который уезжает. Ты что, уезжаешь?» Тот ответил: «Нет, я буду изгнан внезапно».
Известный своей праведностью халиф ‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз (да помилует его Аллах) сказал: «Поистине, мир этот не является вашей вечной обителью. Аллах судил ему исчезновение, а обитателям его — уход из него. Покидайте же его, да помилует вас Аллах, наилучшим образом, и запасайтесь, и, поистине, наилучший запас — богобоязненность».
Но ещё лучшее наставление дал нам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказав: «Что мне до мира этого? Поистине, я в этом мире подобен всаднику, который отдохнул немного в тени дерева, а потом уехал, покинув его» [Тирмизи; Ахмад].
Все мы непременно расстанемся с этим миром, и каждый прожитый день приближает час разлуки с этим миром. Мы покорно движемся к этому часу и будем вынуждены переселиться из жилищ, которые мы облюбовали, и никому из нас не избежать этого.
Но смерть не конец всему. Она отделяет одну жизнь от другой. Это всего лишь переход в новый мир, в промежуточный мир — барзах, с ужасом могилы и допросом в ней, за которыми последует ужас Судного дня с воскрешением и другими событиями, и долгий и трудный расчёт: «Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам?» (сура 23 "Верующие", аят 115)
.
То есть неужели вы думаете, что сотворены просто так, без цели, от вас ничего не требуется и в вашем сотворении Мы не заключили никакого смысла? Или же подразумевается: для потехи, то есть для того, чтобы вы играли и забавлялись подобно животным, которые созданы такими и которые не получат ни награды, ни наказания. Мы сотворили вас для поклонения и исполнения велений Всевышнего Аллаха. «…и что вы не будете возвращены к Нам?» То есть не прибудете в мир вечный. Как сказал Всевышний: «Неужели человек полагает, что он будет оставлен без присмотра?» (сура 75 "Воскрешение", аят 36)
. То есть просто так, предоставлен самому себе.
Неужели вы решили, о творения, что Мы создали вас и оставили вас просто так, без велений и запретов, без награды и наказания, и что вы не вернётесь к нам в мире вечном для расчёта и воздаяния? [Ибн Касир. Тафсир].
Все пророки и посланники Всевышнего разъясняли людям эту истину, говоря: «О мой народ! Земная жизнь — не что иное, как предмет пользования, а мир вечный является Обителью вечного пребывания» (сура 40 "Прощающий", аят 39)
.
Мы не должны забывать о том, что смерть приходит внезапно. А что же мы приготовили в земной жизни для жизни вечной?
Если отправился в путь ты, не взяв запасы богобоязненных,
А после смерти встретил того, кто сделал запасы,
Ты пожалеешь о том, что не был подобным ему
И не подготовился так, как он подготовился.
Мы не сотворены просто так и нам дан разум не для того, чтобы мы ограничивались мыслями о мирском, но для того, чтобы мы думали: а что мы возьмём с собой в вечность? И что мы сделали для того чтобы участь наша в мире вечном не была скверной и безрадостной?
Достаточно представить себе агонию, последние мгновенья земной жизни. Близкие попрощались с тобой, твоё тело омыто. Его отнесли на кладбище, опустили в могилу и засыпали землёй. И никто не способен принести тебе пользу или отвести от тебя вред… Подумай же: с чем ты встретишь Господа своего? И что ожидает тебя в барзахе и в мире вечном? Вечное счастье или вечные муки? Оправдаются твои надежды в Судный день или пойдут прахом?
Посмотри на деяния свои и подумай, что сделал ты для того, чтобы обрести счастье в мире вечном: «В тот День поведают человеку о его первых и последних деяниях. Но человек будет свидетельствовать против самого себя, даже если он будет оправдываться» (сура 75 "Воскрешение", аяты 13–15)
.
Один из выдающихся учёных ислама имам Ибн аль-Джаузи (да помилует его Аллах) сказал, давая наставление сыну: «Кто посмотрит на мир этот, тот увидит, что мир этот просуществовал до его рождения очень долго и просуществует ещё немало после его кончины, и он поймёт, что его пребывание в могиле будет продолжительным. И если он задумается о Судном дне, то осознает, что он будет длиться пятьдесят тысяч лет. А если он задумается о Рае и Аде, то осознает, что пребывание там бесконечно. И если он снова задумается о своей земной жизни, то, даже если он проживёт, например, шестьдесят лет, это будет означать, что тридцать из них он проведёт во сне, а около пятнадцати придётся на детство. А если он посмотрит на оставшееся время, то поймёт, что почти всё оно уйдёт на удовлетворение плотских желаний, еду и приобретение мирских благ. И он увидит, что даже из того, что осталось для мира вечного, очень много времени он потратит, совершая деяния напоказ людям и пребывая в беспечности. На что же купит он [счастье в] жизни вечной? Ведь цена — эти считанные часы».
У нас очень мало времени, и с каждым прошедшим часом его остаётся всё меньше. Поэтому нужно спешить с деяниями — ведь мы не знаем, наступит ли для нас завтра, и мы не знаем, когда закончится отпущенный нам срок.
Двоюродный брат Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и четвёртый праведный халиф ‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Этот мир повернулся и уходит, а мир вечный приближается к нам, и у каждого из них есть сыны. Будьте же сынами мира вечного, и не будьте сынами мира этого, ибо, поистине, сегодня — деяния и нет расчёта, а завтра — расчёт, но не будет деяний».
Дорога каждая минута, потому что дел много, а времени мало, и жизненно важно успеть как можно больше. Истинный верующий понимает это и вместо того чтобы пассивно наблюдать за тем как жизнь его подходит к концу, он активно преображает мир вокруг себя, трудится, совершая благие деяния и в то же время стараясь воздерживаться от грехов. Ведь земная жизнь слишком коротка, чтобы растрачивать её на то, что ведёт в Огонь.
Даже совершив грех, верующий, понимающий сущность земной жизни, спешит покаяться и не откладывает покаяние на потом.
Подари душе своей желанное покаяние,
Пока не пришла к тебе смерть и не сковала язык твой.
Поспеши с ним, пока не оборвалось дыхание…
Оно — прекрасный запас для творящих благое.
Всевышний Аллах сказал: «Скажи [передавая слова Мои]: “О рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе, не отчаивайтесь в милости Аллаха. Поистине, Аллах прощает все грехи, ибо Он — Прощающий, Милостивый. Обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему до того, как мучения явятся к вам, ведь тогда вам уже не будет оказана помощь. Следуйте за наилучшим из того, что ниспослано вам вашим Господом, прежде, чем мучения явятся к вам внезапно, когда вы даже не почувствуете их приближения. Чтобы не пришлось человеку говорить: “О горе мне за то, что я был нерадив по отношению к Аллаху! Я был всего лишь одним из насмехающихся!” Или чтобы не пришлось ему говорить: “Если бы Аллах наставил меня на прямой путь, то я был бы одним из богобоязненных”. Или чтобы не пришлось ему говорить, когда он увидит мучения: “Если бы у меня была ещё одна возможность, то я стал бы одним из творящих добро”» (сура 39 "Толпы", аяты 53–58)
.
Всевышний сделал землю покорной для нас, так что мы можем пользоваться её благами, и Он предоставил нам столько возможностей для совершения благих дел, что нам остаётся лишь использовать эти возможности, не теряя времени на то, что не приносит пользы.
Всевышний Аллах сказал: «Он — Тот, Кто сделал для вас землю покорной. Ступайте же по её возвышенностям и вкушайте из Его удела, и к Нему вы прибудете после воскрешения» (сура 67 "Власть", аят 15)
.
Врачеватель сердец, известный во всём исламском мире, имам Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал: «То есть мы не останемся в этой обители насовсем, навсегда — мы зашли в неё на некоторое время, подобно идущему без остановки путнику, и мы не должны воспринимать её как что-то родное, как постоянное место пребывания. Мы вошли в эту обитель лишь для того чтобы запастись необходимым для вечной обители, так что мир этот — всего лишь переход, а не место для постоянного пребывания, это мост, проход, но не родина, не постоянное место для жизни. Аят содержит указание на Его Господство, Его единственность, Его мудрость, Его могущество, Его силу и Его милость, а также напоминание о Его милостях и благодеянии и предостережение от излишней привязанности к миру этому и превращение его в свою постоянную обитель. Мы должны быстро пройти через него к Его обители, к Его Раю. Итак, этот аят напоминает о Его знании, Его единственности и Его милостях, содержит побуждение стремиться к Нему и готовиться к встрече с Ним и прибытию к Нему, а также сообщение о том, что однажды Аллах свернёт эту обитель так, будто её никогда и не было, и что Он оживит её обитателей после того, как умертвит их, и к Нему им предстоит вернуться [Фаваид].
Один из наиболее известных мусульманских учёных имам аль-Куртуби (да помилует его Аллах) сказал в своём известном труде «Тазкира = Напоминание»: «О дремлющий в беспечности, идущий наугад, до каких пор будет эта беспечность и пренебрежение? Неужели ты думаешь, что будешь оставлен просто так и не будешь рассчитан завтра? Или ты думаешь, что смерть принимает взятки? Или полагаешь, что она делает различие между львом и детёнышем газели? Нет, клянусь Аллахом, ни богатство, ни сыновья не защитят тебя от смерти, и не принесёт человеку пользы ничто, кроме благих дел. И блажен тот, кто услышал, усвоил, осознал и исполнил то, о чём заявлял, и запретил душе своей следовать страстям, понял, что преуспевший — тот, кто раскаялся, исправился и образумился, и что есть у человека лишь то, что он приобрёл, и что все дела его и все усилия его видит Всевышний. Пробудись же от этого сна, и запасись благими делами, и не ожидай положения благочестивых, когда сам ты погряз в грехах и совершаешь неблаговидные поступки, помни о том, что Аллах видит тебя, когда остаёшься один, и пусть не обольстят тебя мечты и надежды и не заставят тебя отказаться от дел!»
Именно к этому направляет нас Коран, постоянно напоминая нам о быстротечности земной жизни и о необходимости трудиться и собирать благой запас для мира вечного и не тратить драгоценные минуты на то, что не приближает к Раю и не отдаляет от Огня. Встреча с Господом неминуема, сколько нам отпущено, неизвестно, а потому мы должны использовать время, пока мы ещё в этом мире и у нас есть возможность трудиться.
Хвала же Всевышнему, Который предоставляет нам тысячи возможностей трудиться для мира вечного и, закрывая перед нами какую-то из дверей блага, непременно открывает для нас другую!