Удел у всех людей разный — таков обычай Всевышнего Аллаха. И ни один человек не умрёт, не получив отмеренный ему удел полностью. Мусульмане знают эту истину и не заглядываются на богатство тех, кому даровано больше, чем им, а наоборот, задумываются о тех, чей удел меньше, чем у них, чтобы лучше восхвалять Аллаха за Его бесчисленные блага и всегда находиться рядом с теми, кто нуждается в помощи и поддержке.
Земной удел — это не только милость нашего Господа, но и часть испытания. Богатство выявляет истинное лицо человека: будет ли он благодарен Всевышнему или же возгордится и начнёт ликовать и радоваться тому, что приобрел, считая это своей личной заслугой. С другой стороны, скромный удел тоже несет в себе особый смысл. Всевышний испытывает человека: станет ли он проявлять терпение в отношении того, что постигло его, или же начнёт выказывать недовольство, раздражение и досаду.
Различие в уделах не означает, что богатый лучше бедного, поскольку лучшим перед Аллахом человека делают его богобоязненность и благие дела, а не степень состоятельности. Если бедный человек проявляет терпение и демонстрирует довольство тем, что предопределил ему Всевышний, то Он отводит ему почётное место. Это, однако, не означает, что человек должен желать бедности. Напротив, мусульманин должен трудиться и прилагать усилия для того, чтобы перейти от состояния бедности к состоянию богатства — богатству сердца и материальной состоятельности, которая избавит его от необходимости обращаться к людям с просьбами и позволит преуспеть в добрых делах.
Вместе с тем, приобретая имущество, нужно проявлять предельную бдительность и сторониться всего, что не угодно Аллаху, будь то запретный заработок, расточительство или расходы на богопротивные цели. Такая богобоязненность защищает верующего от губительных последствий греховного заработка и открывает перед ним врата удела, который он получает оттуда, откуда рассчитывал его получить, и оттуда, откуда не рассчитывал. Ему даруется благодать, процветание, благосостояние и благополучие.
На это указывают Слова Всевышнего: «Тому, кто боится Аллаха, Он создаёт выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Своё дело. Аллах установил меру для каждой вещи» (сура 65 «Развод», аяты 2–3)
.
Если имущество мусульманской семьи, по-настоящему понимающей свою религию, умножается по воле Всевышнего, то члены этой семьи благодарят Аллаха. Если же их постигает неудача, они воспринимают её спокойно. Они убеждены в том, что выбор Аллаха лучше их собственного выбора, и благодарят Его за то, что беда затронула их богатство, а не их веру и набожность. Ведь богатство Аллах дарует и тем, кого любит, и тем, кого не любит, и лишает богатства Он и того, кого любит, и того, кого не любит.
Богатство не должно становиться самоцелью и забота о благосостоянии не должна превращаться в бесконечную погоню за мирскими благами. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Прекрасно, когда у праведного человека благое имущество». И это действительно прекрасно, когда мусульманин приобретает богатство дозволенными и благими путями и с помощью этого богатства приносит пользу самому себе, своей семье и обществу.
Но если по каким-то причинам у мусульманина не получилось стать богатым — разве это повод для печали и отчаяния? Мы знаем, что среди сподвижников, которые были лучшими людьми после пророков, были как очень богатые, так и очень бедные, однако скромные доходы не умаляли их достоинства, не омрачали их жизнь и не приводили их в уныние.
Благополучные и счастливые мусульманские семьи, жившие в те времена, могут и должны служить примером для нас сегодняшних. Ни нужда, ни обеспеченность не мешали им быть счастливыми, много поклоняться Аллаху, приобретать полезные знания и работать не покладая рук. Главной чертой этих семей была богобоязненность и покорность Господу, а любая их деятельность регулировалась нормами Шариата. Эти верующие знали свои обязанности и аккуратно исполняли их. Они брали только то, на что имели право, а порой великодушно отказывались от своих прав в пользу своих родных или знакомых.
Наилучшим примером для всех нас, разумеется, была семья нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Первый раз он женился ещё до начала своей пророческой миссии. Хадиджа (да будет доволен ею Аллах) была состоятельной женщиной и вела торговлю на свои деньги. Она отличалась благородством происхождения, состоятельностью и выдающимся умом и была лучшей из женщин своего народа того времени. Узнав о честности, правдивости и благонравии Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), она решила нанять его, чтобы он торговал для неё. Впоследствии она почувствовала влечение к нему и решила выйти замуж за него, предпочтя его другим богатым курайшитам, которые сватались к ней и были завидными женихами.
Когда Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) посватался к Хадидже, ему было двадцать пять лет, а ей — сорок. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прожил с Хадиджей четверть века в любви и согласии. Она родила ему двоих сыновей и четырех дочерей и была для них ласковой и заботливой матерью. Она никогда не отделяла своё имущество от его имущества, а после начала пророческой миссии Хадиджа не только была ему верным другом и помощником, но и помогала ему деньгами. Сколько раз он находил в ней утешение, когда сталкивался с непониманием и враждебностью своих соплеменников!
Спустя годы Посланник (мир ему и благословение Аллаха) говорил о ней: «Она уверовала в меня, когда другие люди оставались неверующими; она поверила мне, когда другие люди обвиняли меня во лжи; она помогала мне из своих средств, когда другие люди, напротив, лишили меня поддержки; и Аллах даровал мне от неё детей и не даровал от других» [Бухари].
Посланник (мир ему и благословение Аллаха) любил Хадиджу, всегда был верен ей, открыто признавал её достоинства и то, что именно она была рядом с ним в трудные минуты, поддерживала его, помогала ему доносить послание Всевышнего до людей, развеивала его печали и гнала прочь его тревоги. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не брал других жён до самой её смерти, а после её кончины продолжал оказывать благодеяния всем, кто был так или иначе связан с ней, в память о ней.
Жизнь матери верующих ‘Аиши с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также была образцом счастливой супружеской жизни. Если говорить о других жёнах Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то он любил их и они любили его, и лучшее тому доказательство — выбор, который они сделали, когда был ниспослан аят о выборе между Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и мирскими благами. ‘Аиша выбрала Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и такой же выбор сделали все его жёны.
Жёны Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) жили вместе с ним в покорности Господу и поклонении Ему. Они делили с ним радость и горе и терпеливо переносили вместе с ним всё, что ему приходилось претерпевать во время распространения исламского призыва. Их жизнь была скромной, и у них никогда не было излишнего достатка, однако все жёны Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выбрали Аллаха, Его Посланника и Рай и согласились жить скромно ради того, чтобы быть его жёнами в земной жизни и в жизни вечной.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был прекрасным мужем. Он был внимательным, добрым, заботливым и сердечным человеком. У него были тёплые и искренние отношения с жёнами, и они отвечали ему любовью, милосердием и заботой. Он часто беседовал со своими жёнами и уделял им много внимания. И он был справедливым, обеспечивая всех жён одинаково. Его нрав был благим, и когда ему приходилось выбирать между двумя делами, он неизменно выбирал более лёгкое, если только в нём не было греха. Он спокойно и терпеливо переносил ревность своих жён и свойственную женщинам эмоциональность.
Сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам, а я лучше вас всех отношусь к своим жёнам» [Тирмизи; Ибн Маджа].
Ещё один прекрасный пример — семья младшей дочери Посланника (мир ему и благословение Аллаха) Фатимы. Двоюродный брат Пророка (мир ему и благословение Аллаха), благородный сподвижник и будущий четвёртый праведный халиф ‘Али ибн Абу Талиб посватался к ней, будучи бедным. У него не было имущества, но были вера, богобоязненность и храбрость, с которой он сражался на пути Аллаха. Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сообщил Фатиме о том, что ‘Али хочет жениться на ней, и она промолчала в знак согласия и довольства. Брачным даром для неё стала кольчуга ‘Али — его единственное имущество. Эту кольчугу подарил ему в своё время Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
‘Али (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Желая привести в дом свою молодую жену Фатиму, дочь Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), я договорился с одним ювелиром из племени бану кайнука, что он поедет со мной и мы привезём душистый тростник, который я хотел продать кому-нибудь из ювелиров, чтобы устроить на вырученные деньги угощение по случаю женитьбы» [Бухари; Муслим].
Осуществив задуманное, он устроил небольшое торжество по случаю свадьбы со скромным угощением — без излишеств, без каких-либо запрещённых Шариатом деяний. Так проводили свои свадьбы лучшие из людей после пророков — без музыки и танцев, без алкоголя и запретных блюд, без излишеств и нарушений исламского этикета, без непристойности и ненужного общения посторонних мужчин и женщин.
После свадьбы супруги переехали в скромный дом, в котором не было роскошной мебели, дорогих покрывал и подушек. Обстановка была самая простая, но сердца этой пары были поистине великими. Их не обольщали преходящие мирские блага и не ослепляли своим блеском украшения мира этого. Они пользовались вещами, которые подарил им Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Это было покрывало из ворсистой ткани, кожаная подушка, набитая пальмовыми листьями, ручная мельница, бурдюк и немного посуды.
Фатима, дочь Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), занималась домашним хозяйством и заботилась о муже, подобно другим женщинам. Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришёл к ним домой, когда они уже легли спать. Он сел на их постель и научил словам, которые должны были стать для них лучшим запасом. Это были слова поминания Аллаха. И с тех пор они всегда произносили эти слова, как учил их Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и Всевышний облегчил их жизнь и помог им преодолеть все трудности. Они жили в любви и согласии, и Всевышний даровал им сыновей и дочерей.
Было бы замечательно, если бы и сегодня мусульманские семьи, оказавшиеся в стеснённых обстоятельствах, чаще обращались к Всевышнему с мольбами и поминали Его. Ведь настоящее богатство исчисляется не количеством сбережений, а праведными делами, которые человек приберегает на день воскрешения, и богатством его души. Заботиться о материальном достатке семьи — похвальное занятие, но благодеяния и благочестие лучше того, что копят люди. И да откроет Всевышний Аллах путь к благому уделу всем верующим, которые испытывают нужду, и да сделает Он плодотворными усилия всех, кто трудится ради Него!