Мы обязаны верить во всё, что сообщил нам в Своей Книге Всевышний Аллах или передал Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) о том, что произойдёт с нами после смерти. Это допрос в могиле, а также блаженство или мучения в ней, воскрешение из мёртвых, сбор людей на месте суда, раздача свитков с записью деяний, расчёт и взвешивание деяний на весах, сбор верующих у водоёма, прохождение по мосту Сырат, заступничество и, наконец, попадание в Рай или Ад со всем, что уготовал Всевышний их обитателям.
В Коране много говорится о Судном дне. Всевышний напоминает нам о нём при каждом удобном случае и подтверждает его неизбежность, используя различные средства и приёмы арабского языка. Достаточно сказать, что вера в День воскрешения часто упоминается наряду с верой во Всевышнего Аллаха. Да и вообще в Коране трудно найти страницу, на которой не рассказывалось бы об ужасах Судного дня. И хотя обычно о том, что относится к области сокровенного, в Коране говорится немного и в общем, события этого дня описываются здесь очень подробно.
Вера в Судный день относится к числу важнейших догматов ислама после веры в Аллаха. Она помогает нам понять этот мир, в котором, как нам кажется, столько необъяснимого. Вспомним известный хадис о Джибриле (мир ему): «Вера предполагает, что ты должен верить в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и в Судный день и ты должен верить в предопределенность добра и зла».
Аяты, содержащие упоминания о Судном дне и воскрешении, ниспосылались как в Мекке, так и в Медине, причём в мекканский период были ниспосланы подробные описания Судного дня, доказательства воскрешения и опровержение сомнений, связанных с ним. Аяты, ниспосланные в Мекке, указывают на истинность воскрешения, а также награды и наказания в мире вечном. В мединских аятах Всевышний Аллах продолжил Свой рассказ о вере в Него и в Судный день, хотя и в другой форме.
Если в мекканский период в коранических аятах излагались основы вероучения, то в мединский период на первый план вышли нормы Шариата. Однако и эти вопросы раскрывались на фоне веры в Аллаха и в Судный день. Нормы Шариата также обсуждались как нечто происходящее из вероучения и подпитывающее убеждения верующего.
Коран напоминает, что ни одно благое дело не будет принято Всевышним до тех пор, пока оно не будет опираться на твёрдые и правильные убеждения. С другой стороны, Аллах пригрозил наказанием в Судный день тем, кто пренебрегает соблюдением норм Шариата или соблюдает их не ради обретения Его довольства. В то же время Всевышний Аллах обещал великую награду тем, кто соблюдает нормы Его Шариата должным образом.
Таким образом, в годы жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Мекке ниспосылались аяты, содержащие упоминания о Судном дне, подробностях, связанных с ним, и обоснование обязательности веры в него. А после хиджры о Судном дне и о вере в него говорилось уже как об одной из гарантий соблюдения Закона Аллаха на земле: Всевышний Аллах обещал наказание в мире вечном за несоблюдение этого Закона и блаженство за его соблюдение.
В Коране разными способами доказывается истинность Судного дня, ведутся дискуссии с теми, кто отрицает Судный день, и подчёркивается обязательность веры в него. К важнейшим доказательствам истинности Судного дня относятся Божественная мудрость и Божественная справедливость, которые предполагают, что грешники получат соответствующее воздаяние. Всевышний Аллах сказал: «Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам [для расчёта и воздаяния]?» (сура 23 «Верующие», аят 115)
.
И Всевышний Аллах сказал: «Неужели те, которые приобретали зло [, поступая вопреки велениям Аллаха], полагали, что Мы полностью приравняем их к тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, как при жизни, так и после смерти? Как же скверны их суждения!» (сура 45 «Коленопреклонённая», аят 21)
.
Укрепить веру в Судный день можно посредством регулярного и внимательного изучения доказательств истинности Судного дня, а также посредством подготовки к этому Дню. Эта подготовка подразумевает совершение дел, угодных Всевышнему Аллаху, в надежде на Его награду и из страха перед Его наказанием, а также отдаление от ослушания Аллаха и от всего, что вызывает Его гнев.
Укрепление веры в Судный день рождает в душе человека богобоязненность и побуждает его совершать угодное Аллаху и отдаляться от всего, что может навлечь на него гнев Всевышнего. Поэтому во многих аятах содержится веление бояться этого Дня и готовиться к нему. Всевышний Аллах сказал: «О люди! Бойтесь вашего Господа [и будьте покорны Ему] и страшитесь того Дня, когда родитель никак не защитит своего ребёнка, а ребёнок — своего родителя» (сура 31 «Люкмaн», аят 33)
.
В Коране особо подчёркивается связь некоторых событий Судного дня с богобоязненностью. Разве может быть иначе, если эти события внушают ужас, от которого ноги людей начнут подкашиваться, головы младенцев покроются сединой, а беременные женщины выкинут свой плод?
Всевышний Аллах сказал: «О люди! Бойтесь вашего Господа! Воистину, сотрясение Часа является ужасным событием» (сура 22 «Хадж», аяты 1)
. Когда наступит Судный день, Вселенная изменится до неузнаваемости и привычные для нас небеса и земля исчезнут. Для неверующих и лицемеров эти события будут очень тяжкими, а богобоязненные в этот день будут окружены почётом. Осознание того, что возвращение к Аллаху неизбежно, побуждает нас готовиться к этой встрече посредством покорности Аллаху. Поэтому аль-Алюси в своем тафсире пишет: «Созерцание этого сотрясения и других связанных с ним событий поистине ужасно, и единственный способ спастись — облачиться в одеяние богобоязненности» [Рух аль-маани].
В другом аяте говорится: «Аллах приготовил для них тяжкие мучения. Бойтесь же Аллаха, о обладающие разумом» (сура 65 «Развод», аят 10)
. Размышления о наказании, которое ожидает неверующих, лицемеров и грешников в Адском пламени, удерживает человека от ослушания Всевышнего Аллаха. Аль-Алюси пишет: «Всевышний Аллах уготовал им это наказание: пусть же это побуждает вас, о обладающие разумом, бояться Всевышнего Аллаха и остерегаться Его наказания».
Как видим, укрепление веры в Аллаха и в Судный день рождает в душе человека богобоязненность, которая заставляет его избегать ослушания Всевышнего Аллаха и совершать угодное Ему. Однако на это способна только вера, к которой не примешиваются сомнения. Отсутствие сомнений — обязательное условие веры, необходимой для принятия праведных поступков и спасения от мучительного наказания.
Всевышний Аллах похвалил богобоязненных за то, что они убеждены в истинности жизни вечной, то есть веруют в неё, не сомневаясь (сура 2 «Корова», аят 4). Страх перед Судным днём — второе качество, за которое Аллах похвалил их. Всевышний Аллах сказал, что верующие «боятся своего Господа, не видя Его воочию, и трепещут перед Часом» (сура 21 «Пророки», аят 49)
.
Абу ас-Су‘уд пишет, что слова «и трепещут перед Часом» означают, что они уделяют ему внимание и готовятся к нему, и в этом выражается их страх перед ним. Само же построение предложения указывает на постоянство и неизменность этого состояния.
Вера в Судный день оказывает огромное влияние на жизнь человека. Верующий в Судный день верует в Рай и Ад, расчёт, наказание и награду, преуспеяние и погибель, и эта вера побуждает его следовать прямым путём и соблюдать установления религии, вдохновляет на благие дела и удерживает от грехов.
Вера в Судный день благотворно влияет не только на отдельного человека, но и на общество в целом. Она помогает верующему строго контролировать свои действия, заботиться о том, какая участь ожидает его в мире вечном, и, соответственно, делать всё для того, чтобы достичь счастья и благополучия в обоих мирах. Кроме того, эта вера уменьшает людскую жадность и скупость и удерживает людей от разного рода преступлений, правонарушений и неблаговидных поступков, поскольку она заставляет их постоянно вспоминать о том, что за каждое подобное действие они непременно будут спрошены в Судный день.
Безусловно, существует огромная разница между тем, кто не верит в воскрешение и руководствуется исключительно личной выгодой, и тем, кто твёрдо знает, что обязательно ответит за свои слова и дела перед справедливым судом. Человеку свойственно заботиться о собственных интересах и избегать неприятностей, и вера в Судный день лишь укрепляет этот инстинкт, побуждая стремиться к благому и отдаляться от дурного. Поэтому Всевышний постоянно напоминает нам об этом Дне, используя разные стилистические приёмы для воздействия на его сердце и сознание.
Такое внимание уделяется в Коране Судному дню ещё и потому, что рабы Всевышнего очень часто забывают об этом Дне и мало думают о нём из-за своей чрезмерной любви к этому бренному миру и его украшениям. А вера в Судный день и, соответственно, в блаженство и мучения, которые он принесёт с собой, уменьшает привязанность человека к этому миру. Она ослабляет его стремление к земным благам и учит тому, что все наслаждения мира этого не заслуживают того, чтобы стремиться к ним, выбиваться из сил ради них и тем более обменивать их на вечное блаженство.
В одном из хадисов сообщается, что Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, место в Раю размером с ваш лук или размером со стопу лучше, чем этот мир со всем, что в нём есть. Если бы женщина, обитающая в Раю, заглянула в этот мир, то она осветила бы всё пространство между собой и им, и наполнила бы его ароматом. Поистине, её косынка лучше, чем этот мир со всем, что в нём есть» [Бухари, Муслим].
Поэтому верующий надеется на Аллаха и на Судный день, трудится в этом мире и запасается добрыми делами на Судный день, стремится увидеть своего Господа и получить свитки с записями своих деяний в правую руку, жаждет встретить Посланника (мир ему и благословение Аллаха) возле водоёма и испить воды из него, чтобы никогда больше не испытать ни жажды, ни голода, ни страха.
О Аллах! Помоги нам подготовиться к встрече с Тобой, защити нас от ужасов Дня воскрешения и введи нас в райские сады по милости Твоей!