Мы устроены так, что начинаем ценить благополучие только тогда, когда лишаемся его, то есть в дни испытаний, бед и потрясений. Чаще всего мы совершаем две ошибки: с одной стороны, мы не ценим благополучия и не просим о нём Господа, а с другой — не проявляем терпения в дни испытаний, начинаем роптать или впадаем в отчаяние.
Всевышний Аллах пожелал устроить нашу земную жизнь так, чтобы благополучие в ней постоянно чередовалось с испытаниями. И мы часто слышим о достоинстве терпения перед лицом испытаний, а в жизнеописаниях сподвижников и праведных мусульман читаем, что многие из них начинали беспокоиться, когда подолгу не болели или не испытывали каких-либо сложностей. Ведь они слышали от лучшего из людей (мир ему и благословение Аллаха), что Аллах подвергает испытаниям тех, кого любит, и что в испытаниях заключено огромное благо для верующего.
Тем не менее наша религия не предписывает нам самим искать трудностей, и желать, чтобы нас постигали беды, и призывать их на себя. Как раз наоборот, наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) учил нас просить у Всевышнего благополучия и запрещал опрометчиво просить о том, чего мы с большой вероятностью просто не сможем выдержать и что не принесёт нам пользы.
Например, однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) навестил человека, который был настолько истощён, что сделался похожим на птенца. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Ты обращался к Аллаху с какой-нибудь мольбой? Ты просил Его о чём-то?» Тот ответил: «Да, я говорил: “О Аллах! Подвергни меня уже в этом мире тому наказанию, которое Ты приготовил для меня в мире вечном”». Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пречист Аллах! Тебе не вынести, не выдержать этого! Почему же ты не говорил: “О Аллах! Даруй нам в этом мире благо и в мире вечном благо, и избавь нас от мучений в Огне”?!» И он обратился к Аллаху с мольбой за него, и Аллах исцелил Его [Тирмизи].
А когда после смерти Абу Талиба жители Таифа в высшей степени жестоко и несправедливо обошлись с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), отказав ему в поддержке и прогнав его, он обратился к Аллаху со словами: «О Аллах, Тебе я жалуюсь на недостаток сил, нехватку средств и униженность среди людей. О Милосерднейший из милосердных, Ты — Господь слабых. Кому Ты вверил меня? Далёкому ли, который хмурится при виде меня, или врагу, которому Ты отдал во власть дела мои? Если Ты не гневаешься на меня, то мне всё равно, но если Ты избавишь меня от этого, мне будет легче. Прибегаю к защите света лика Твоего, который разгоняет мрак и приводит в порядок дела мира этого и мира вечного, чтобы не постиг меня Твой гнев и Твоё недовольство. Я буду каяться, пока Ты не будешь доволен мной. Нет мощи и силы ни у кого, кроме Тебя» [Табарани].
Какой бы большой ни была награда за испытания, какой бы ни была наша готовность терпеть ради Аллаха, избавление от трудностей всё равно желаннее для нас и безопаснее для нашей веры. Ведь благополучие облегчает нам самые разные проявления покорности Господу и избавляет нас от риска проявить слабость и сломаться. Поэтому и сказано в хадисе: «Просите у Аллаха прощения и благополучия, потому что после твёрдой убеждённости никому не даруется ничего лучше, чем благополучие» [Тирмизи], то есть мы нуждаемся в прощении за то, что совершили в прошлом, и в благополучии для того, чтобы спастись от искушения в настоящем и от наказания в будущем.
Для любого верующего благополучие начинается с твёрдой веры, которая не уступает соблазнам и не сгибается под ветрами сомнений. Никакое из земных благ не сравнится с этой милостью Аллаха, которой удостаиваются только самые счастливые, и любое испытание не беда, если оно не иссушает древо веры и не губит его плоды. А лучшее, что даруется человеку после твёрдой веры, — это благополучие, то есть безопасность, здоровье и достаток, которые избавляют от нужды в людях и помогают преуспеть в совершении добрых дел.
Известно, что наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обращался к Аллаху со словами: «О Аллах! Сделай благой для меня религию мою, которая является моей защитой, и даруй мне благополучие в этом мире, в котором я живу, и даруй мне благополучие в мире вечном, в который мне предстоит попасть, и сделай жизнь для меня умножением всякого блага, и сделай смерть для меня милостью, [избавляющей от] всего дурного» [Муслим].
Он также имел обыкновение говорить: «О Аллах, я прошу у Тебя защиты от ухода милостей и благополучия, дарованных Тобою, и от внезапного прихода Твоего наказания, и от Твоего недовольства вообще» [Муслим].
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) лучше других знал Аллаха и законы, по которым Он управляет этим миром. Он лучше других знал, что представляет для нас опасность и в чём благо для нас, и своим примером он показал нам, как важно ценить благополучие, пользоваться им для достижения наших целей и молиться о том, чтобы наше благополучие продлевалось и по причине грехов наших не сменялось бедами. Так же поступали и его сподвижники и их верные последователи, которые использовали благополучие как подмогу в совершении благих дел и поклонении Всевышнему.
Известный праведник ‘Абд-аль-А‘ля ат-Тайми говорил: «Чаще просите у Аллаха благополучия, ибо, поистине, тот, кого постигло испытание, даже тяжкое, имеет не больше оснований обращаться к Аллаху с мольбой, чем пребывающий в благополучии, к которому может в любой момент прийти испытание. Ведь настигнутые испытанием сегодня — это благоденствовавшие вчера, а настигнутые испытанием завтра — это благоденствующие сегодня» [Ибн Абу ад-Дунья в книге «Аш-Шукр ли-Ллях»].
Мы обязаны ценить благополучие, пользоваться им и наполнять благополучные дни поминанием Аллаха. Ведь если верующий поминает Всевышнего в благополучные дни, то Аллах не оставит его, когда он будет нуждаться в Его помощи. И один из самых действенных способов сохранить благополучие — благодарность Аллаху. Как сказано в Коране: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас ещё большим. А если будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки» (сура 14 «Ибрахим», аят 7)
.
Это значит, что благодарность помогает нам не только сберечь блага, которыми Аллах уже одарил нас, но и увеличить нескончаемый поток приходящих к нам милостей. Выражая благодарность Создателю, мы продлеваем собственное благополучие, приближаем наши успехи и отдаляем от себя неудачи и испытания. Он любит, когда творения благодарят Его, и заслуживает гораздо большей благодарности, чем мы способны выразить Ему. Вот почему лучшие среди нас восхваляли и прославляли Аллаха и когда вставали, и когда садились, и когда работали, и когда отдыхали, и они не упускали возможности помянуть Всевышнего на рассвете и перед закатом, ибо это лучшие часы для поминания Его.
Благородный сподвижник ‘Абдаллах ибн Ганнам рассказывал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто произнёс с утра: “О Аллах, какая бы милость ни пришла ко мне, она только от Тебя, и нет у Тебя сотоварища. Тебе хвала и Тебе благодарность”, тот выразил благодарность свою за этот день, а кто произнёс эти слова вечером, тот выразил благодарность за эту ночь”» [Абу Дауд].
Также рассказывают, что известный табий аль-Хасан аль-Басри начинал свои беседы словами: «Хвала Аллаху! Аллахумма, Господь наш, только Тебе хвала за то, что Ты создал нас, и наделил нас пропитанием, и наставил нас на прямой путь, и обучил и спас нас, и избавил нас от трудностей. Тебе хвала за ислам, и Тебе хвала за Коран, и Тебе хвала за семью, имущество и благополучие. Ты унизил наших врагов, и щедро даровал нам наш удел, и сделал нашу умму победоносной, и сплотил наши ряды, и избавил нас от бед наилучшим образом, и, клянусь Аллахом, Ты даровал нам из всего, о чём мы просили Тебя, Господь наш, и Тебе премногая хвала за это, и Тебе хвала за все блага, которыми Ты наделил нас в прошлом и в настоящем, наделил скрыто и явно, по отдельности и всех вместе, живых среди нас и умерших, присутствующих здесь и отсутствующих. Тебе хвала до тех пор, пока Ты не останешься доволен, и Тебе хвала после того, как Ты будешь доволен» [Ибн Абу ад-Дунья в книге «Аш-Шукр ли-Ллях»].
Другой известный учёный Мухариб ибн Дисар, выстаивая ночью молитву, порой повышал голос и говорил: «Я — дитя, которое Ты взрастил, и Тебе хвала! И я слабый, которому Ты дал силы, и Тебе хвала! И я бедняк, которого Ты обогатил, и Тебе хвала! И я странник, о котором Ты позаботился, и Тебе хвала! И я неимущий, которого Ты обеспечил, и Тебе хвала! И я холостяк, которому Ты даровал супругу, и Тебе хвала! И я голодный, которого Ты накормил, и Тебе хвала! И я — нагой, которого Ты одел, и Тебе хвала! И я — путник, которого Ты сопровождал, и Тебе хвала! И я — отсутствовавший, которого Ты возвратил, и Тебе хвала! И я — пеший, которому Ты даровал средство передвижения, и Тебе хвала! И я больной, которого Ты исцелил, и Тебе хвала! И я — просящий, которому Ты даровал то, о чём он просил, и Тебе хвала! И я — взывавший, которому Ты ответил, и Тебе хвала! Господь наш, только Тебе хвала, хвала премногая за каждое благо» [Ибн Абу ад-Дунья в книге «Аш-Шукр ли-Ллях»].
О, если бы мы могли прочувствовать эти нескончаемые блага, которыми Господь одаряет нас! Если бы мы могли хотя бы раз поблагодарить Его за каждое из них! Но ведь мы не в состоянии даже сосчитать их, и о многих из этих благ, без которых невозможно наше существование, мы просто ничего не знаем. А если тебе трудно понять смысл этого, если ты хочешь лучше осознать, как облагодетельствовал тебя Аллах, то просто закрой глаза и погрузись в темноту, в которой живут незрячие, и ты поймёшь, чего стоит одно только зрение. А что говорить о тысячах других благ?
Наши праведные предшественники остро чувствовали приходящие к ним милости Всевышнего и считали, что только невежественный человек среди многих милостей, дарованных ему Аллахом, замечает лишь богатство и здоровье. Они благодарили Господа за то, на что многие другие обычно не обращают внимание, и поэтому Аллах помогал им терпеливо переносить испытания и облегчал им совершение самого главного. А что может быть главнее и важнее поклонения Аллаху и добрых дел?!
Пусть же каждый из нас задумается о том, как сохранить своё благополучие, прежде чем наступит пора испытаний, и как правильно воспользоваться им, прежде чем он пожалеет об упущенных возможностях. И пусть каждый из нас не забывает благодарить Всевышнего за Его милости и просить у Него благополучия, следуя примеру тех, кто был намного лучше нас.