Обращение к Аллаху с мольбами — это поклонение Всевышнему и одно из проявлений покорности Ему. Раб Всевышнего обращается к Господу с мольбами, прося у Него помощи, защиты, милости и блага. Обращаясь к Всевышнему с мольбами, верующий показывает, что нуждается в Господе и не может обойтись без Него и признаёт собственное бессилие и слабость.
В одном из хадисов кудси Всевышний Аллах сказал: «О рабы Мои, все вы останетесь заблудшими, кроме тех, кому Я укажу правильный путь, так просите же Меня наставить вас на правильный путь, и Я наставлю вас! О рабы Мои, все вы останетесь голодными, кроме тех, кого Я накормлю, так просите же Меня накормить вас, и Я накормлю вас! О рабы Мои, все вы останетесь нагими, кроме тех, кого Я одену, так просите же Меня одеть вас, и Я одену вас! О рабы Мои, поистине, вы грешите ночью и днём, а Я прощаю все грехи, так просите же у Меня о прощения, и Я прощу вас!» [Муслим].
Благородный сподвижник ан-Ну‘ман ибн Башир (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Обращение к Аллаху с мольбами есть поклонение», а потом прочитал: «Ваш Господь сказал: “Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными”» (сура 40 «Прощающий», аят 60)
» [Тирмизи; Абу Давуд; Насаи; Ибн Маджа].
Аллах любит, когда Его рабы взывают к Нему, и поэтому пророки и посланники Всевышнего неустанно взывали к Нему. В Священном Коране сказано: «Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с надеждой [на Нашу милость] и страхом [перед Нашим наказанием] и были смиренны пред Нами» (сура 21 «Пророки», аят 90)
.
Если же человек высокомерно отказывается просить Аллаха о чём-либо, то он навлекает на себя гнев Всевышнего. Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сообщил нам, что Аллах гневается на того, кто не просит Его ни о чём [Тирмизи и Ибн Маджа]. Ещё хуже поступает тот, кто обращается с мольбами к творениям, тем самым обожествляя их наряду с Господом миров.
Кто возьмётся изучать коранические аяты, содержащие предостережение от приобщения сотоварищей Аллаху, тот убедится, что в большинстве случаев Всевышний предостерегает нас именно от обращения с мольбами к кому-либо, кроме Него. В этом нет ничего удивительного, ведь именно с этой формой поклонения связано столько сомнений, неверных утверждений и нововведений.
Кроме того, обращение к Аллаху с мольбами объединяет в себе столько проявлений покорности Всевышнему, сколько не объединяет ни один другой вид поклонения. Оно требует «присутствия сердца», то есть максимальной сосредоточенности и собранности, а также устремления к Нему, связывания с Ним чаяний, надежды на Его милость, упования на Него, стремления к Его награде и страха перед Его наказанием.
Обращение к Аллаху с мольбами также требует поклонения Ему, которое раб осуществляет своим языком, то есть восхваления и прославления Его, поминания Его, засвидетельствования Его единственности, возвеличивания Его и страстного и смиренного воззвания к Нему. Оно также требует телесного поклонения Всевышнему — смиренного склонения перед Господом, демонстрации собственной слабости и бессилия и признания того, что сила и могущество — только от Аллаха.
Мольба-поклонение — это обращение к Всевышнему Аллаху посредством всех очевидных и сокрытых видов поклонения — слов, действий и намерений, которые наполняют сердца верующих осознанием Его величия. Сюда же относится отказ от всего, что Аллах запретил.
Мольба-просьба — это когда раб Всевышнего взывает к своему Господу, прося Его о том, что приносит ему пользу в мире этом и в мире вечном или о защите от того, что может причинить вред, или об избавлении от постигшей беды. Этот вид мольбы неразрывно связан с первым. Он наполняет сердца надеждой на милость Всевышнего и страхом перед Его наказанием, а также смирением перед Ним.
Обращение к Аллаху с мольбами — благороднейшее дело пред Аллахом. Это прекрасный способ приучить себя проявлять терпение и искренность на пути Всевышнего, уповать на Него, предавать себя Его воле и вручать Ему исход дел своих.
Сколько благ, тайных и явных, люди приобрели благодаря тому, что они обращались к Всевышнему с мольбами. Сколько раз обращение к Аллаху с мольбами становилось причиной побед и больших достижений в этом мире, а также восхождения на высокие ступени в мире вечном. Обращение к Аллаху с мольбами приносит огромную пользу, а милость Всевышнего к Его рабам поистине безгранична, и Он отвечает на наши мольбы в разной форме.
Обращение к Аллаху с мольбами — лёгкое поклонение, не ограниченное определённым местом, временем и положением. Человек может обращаться к Господу с мольбами днём и ночью, на суше, на море и в воздухе, в путешествии и в своём доме, будучи бедным и богатым, здоровым и больным, вслух и про себя, тайно и явно.
Обращение к Аллаху с мольбами — неотъемлемая часть жизни верующего. Оно сопровождает его по жизни и обеспечивает ему постоянную связь с Господом, ведь человек нуждается в своём Господе, в Его милости и защите всю свою жизнь, от колыбели до могилы.
Обращение к Аллаху с мольбами помогает верующему бороться со слабостями и ленью и даёт ему драгоценную возможность наслаждаться «беседой» с Господом. Оно укрепляет веру и увеличивает убеждённость в правильности выбранного пути.
Обращение к Аллаху с мольбами подобно щиту, который защищает человека от шайтана и от козней его помощников. Великий учёный ислама Ибн ‘Абд аль-Барр (да помилует его Аллах) сказал: «Широко известно, что шайтана можно прогнать с помощью чтения Корана, поминания Аллаха и азана, и об этом говорится в хадисах и в словах наших праведных предшественников».
Обращение к Аллаху с мольбами способствует избавлению от бед и несчастий. Сколько бед обошло людей стороной благодаря их мольбам, сколько трудностей было преодолено благодаря обращению к Аллаху с мольбами, сколько грехов простил Аллах Своим рабам благодаря их мольбам!
Обращение к Аллаху с мольбами — оружие верующего и его неприступная крепость. Это благо, которое даруется рабу Всевышнего: обращаясь к Всевышнему с мольбами, он копит для себя это благо, а забывая взывать к Господу и пренебрегая этим, он лишает себя этого блага.
Если человек совсем не обращается к Всевышнему с мольбами — это повод предположить, что вера его слаба и далека от совершенства. Отказываясь обращаться к Господу миров с мольбами, человек как будто отворачивается от Аллаха. А кто отворачивается от Аллаха, от того отворачивается Аллах.
Обращение к Аллаху с мольбами приносит нам пользу не только при жизни, но и после смерти. При жизни человек обращается к Аллаху с мольбами за самого себя и за других. У того, кто обращается к Аллаху с мольбами за своего брата по вере в его отсутствие, есть основания ожидать ответа, поскольку ангел в этот момент говорит: «Аминь! И тебе да будет то же» [Муслим].
А после смерти человека обращение к Аллаху с мольбами становится нитью, которая связывает ныне живущих мусульман с уже умершими: живые обращаются к Всевышнему с мольбами за тех, кто уже покинул этот мир. В достоверном хадисе сказано: «Когда раб Аллаха умирает, все его деяния прекращаются, за исключением трёх. Это непрерывная милостыня, приносящее пользу знание и праведный ребёнок, обращающийся к Аллаху с мольбами за него» [Муслим].
Вот почему в Коране и Сунне так часто содержится призыв обращаться к Всевышнему с мольбами. Всевышний Аллах сказал: «Взывайте к Господу своему со смирением и втайне» (сура 7 «Ограды», аят 55)
. И уже в следующем аяте говорится: «Взывайте к Нему со страхом и надеждой. Поистине, милость Аллаха близка к творящим добро» (сура 7 «Ограды», аят 56)
.
Всевышний также сказал: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов взывающего, когда он взывает ко Мне» (сура 2 «Корова», аят 186)
. Эта близость не сравнима ни с чем. Она такая, какая приличествует Господу небес и земли. Он близок к тем, которые совершают то, что Он приказал, и сторонятся того, что Он запретил. Он отвечает на мольбы Своих рабов, когда они всей душой устремляются к Нему и полагаются только на Него.
Но есть времена, когда Всевышний Аллах быстрее отвечает на зов Своих искренних рабов. Знающие люди пользуются этими благодатными мгновениями, чтобы довести свои просьбы до Всемогущего Господа и заручиться Его поддержкой. Имам Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) говорит о том, что способствует получению ответа на мольбу. Это последняя треть ночи, время, когда муэдзин призывает на молитву, время между азаном и икамой, время после обязательных молитв, период с восшествия имама на минбар перед пятничной молитвой и до окончания этой молитвы, а также короткий промежуток времени перед закатом солнца в пятницу.
И если верующий в состоянии ритуальной чистоты, с исполненным богобоязненности и смирения сердцем обратится лицом к кибле и возденет руки к небу, начнёт свою мольбу с восхваления Аллаха, потом призовёт благословение на Его раба и Посланника Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), потом истово попросит Всевышнего Аллаха о чём-либо, не сомневаясь в Его ответе, а потом раздаст милостыню, то его мольба не будет отвергнута. Особенно если он призовёт Аллаха словами, о которых Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что они обычно не остаются без ответа.
Имам Ибн аль-Каййим в своей замечательной книге «Благодатный дождь благих слов» пишет: «Мольба, которой предшествует поминание и восхваление Аллаха, лучше и имеет больше шансов не остаться без ответа, чем просто мольба. А если сюда добавляется сообщение раба Аллаха о своём положении и своей потребности в Господе и признание [Его милостей], то у взывающего ещё больше шансов получить ответ и эта мольба ещё лучше. Потому что в этом случае раб Аллаха ищет приближения к Нему посредством упоминания Его совершенных качеств, Его благодеяния и милости, и в добавление к этому косвенно указывает или говорит открыто о своей потребности в Нём и неспособности обойтись без Него».
Пусть же Всевышний Аллах примет наши мольбы и отдалит нас от всего, что становится препятствием для получения ответа!