Как воспринимать земную жизнь и как правильно относиться к ней? Наверное, любой человек, независимо от его мировоззрения и убеждений, рано или поздно задаётся этим вопросом и делает свой жизненный выбор. Казалось бы, людям верующим в этом отношении проще: каждая грань и каждый аспект земного существования подробно разъяснены в Книге Аллаха. Но даже среди верующих искусством правильного отношения к земной жизни овладевают немногие. Для того чтобы усвоить эти уроки, одним приходится учиться долгие годы, а другим не хватает целой жизни.
Священный Коран предупреждает нас: земной мир не тихая и спокойная гавань, где мы можем обрести желанный покой, а открытое море с множеством сюрпризов, причём зачастую не самых приятных. А наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллахумма, нет настоящей жизни, кроме жизни в мире вечном» [Бухари; Муслим].
Беззаботная жизнь возможна только в райских садах возле Царя царей, где нет испытаний и лишений, где нет тревоги за завтрашний день и опасений за судьбу свою и своих близких, где нет старости и смерти. Что же касается мира этого, то какой бы прекрасной ни была жизнь в нём, ей непременно приходит конец.
Недаром Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Мир этот — тюрьма для верующего и рай для неверующего» [Муслим].
Тюрьма потому, что мы знаем: есть мир лучше, больше и прекраснее, чем тот, пределами которого мы ограничены сейчас, и мы стремимся туда и желаем обосноваться там, и чем больше мы думаем о нём, тем теснее нам становится в этом бренном мире. Его покинут все — верующий и неверующий, грешник и праведник. Но участь их в мире вечном будет различной. И правило очень простое: чем больше мы припасаем на день воскрешения, находясь в заточении, тем прекраснее будет освобождение и тем легче будет наше путешествие, когда врата мира вечного распахнутся для нас. Об этом сказал Всевышний: «Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом. Берите с собой припасы, но лучший припас — богобоязненность» (сура 2 «Корова», аят 197)
.
Наше понимание природы этого мира оказывает непосредственное влияние на наше поведение и на наши предпочтения. Этот мир можно сравнить с гнездом: мы пребываем в нём до поры до времени, но созданы мы не для этого гнезда, а для полёта. Для вечности. Для того, что несравненно больше, важнее, прекраснее и дольше, чем это временное обиталище. Коран напоминает: «Мирские блага недолговечны, а Последняя жизнь лучше для того, кто богобоязнен» (сура 4 «Женщины», аят 77)
. Несомненно, лучше. Но для кого? Для богобоязненных. То есть для тех, кто не терял времени даром и использовал свои возможности в этом мире для благоустройства своего дома в мире вечном.
Благие дела, совершаемые нами ежедневно, — это жемчужины, которые мы добавляем в свою сокровищницу. Поэтому так важно пользоваться моментом. Ведь мы не знаем, когда оборвётся наше дыхание и мы лишимся возможности собирать этот жемчуг. Но большинство людей не задумываются об этом. Они так увлечены красочными декорациями, которые сменяются вокруг них, что сами становятся их частью. Они понимают, что наступит день и они расстанутся со всем, ради чего они жили и трудились, но предпочитают не думать об этом. А когда внутренний голос напоминает им о вечности, к которой некогда прикоснулась их угасающая душа, они говорят себе: «Есть только наша мирская жизнь, и мы не будем воскрешены» (сура 6 «Скот», аят 29)
.
И всё же мирские блага соблазняют не только тех, кто не верует в воскрешение. Земные заботы отвлекают и людей глубоко верующих, не сомневающихся в том, что они вернутся к своему Господу и ответят за свои поступки. Мы трудимся в поте лица для успеха в этом мире, строим далеко идущие планы, соперничаем друг с другом ради места под солнцем, оправдывая себя необходимостью обеспечивать себя и свои домочадцев. Но настоящего успеха добивается лишь тот, кого мирская мишура не отвлекает от поминания Аллаха и приготовлений к встрече с Ним.
Нашу жизнь в этом мире можно сравнить с походом на работу. Что берёт с собой человек на работу? То, что необходимо ему для его рабочей деятельности и для поддержания себя в форме в течение долгого рабочего дня. А если бы он перетащил в свой рабочий кабинет полдома, то просто не смог бы работать, оказавшись в весьма стеснённом положении. И многое из того, что ему так нравится в доме, наверняка стало бы раздражать его на рабочем месте. А значит и мы должны оставлять себе ровно столько, сколько необходимо нам для выполнения наших первейших обязанностей перед Всевышним и перед людьми, окружающими нас, а всё остальное должно стать нашим припасом для жизни будущей.
Конечно, мы не способны полностью абстрагироваться от наших мирских забот и мыслить только духовными категориями. Сама природа наша требует от нас удовлетворения нужд не только духовных, но и материальных, и мы просто вынуждены уделять им большую часть своего времени, и мы также нуждаемся в отдыхе. Однако же нельзя забывать, что жизнь — это наш рабочий день, и основа в ней — не отдых, а деятельность. И лучший отдых — это смена деятельности, и последовательный переход от одних благих дел к другим может спасти нас от однообразия и сделать нашу жизнь более насыщенной.
Имам Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) говорил: «А кто-то избирает множество путей к Аллаху и идёт к Нему разными путями… Если это знание, то ты обнаруживаешь его среди его приверженцев… Если это молитва, ты обнаруживаешь его среди совершающих её смиренно и сосредоточенно. Если это поминание Аллаха, то ты обнаруживаешь его среди поминающих. Если это благодеяние и принесение пользы другим, то ты обнаруживающих его среди делающих добро. Если это любовь и осознание того, что Аллах видит нас везде и всегда, и обращение к Нему, то ты обнаруживаешь его среди предающихся поклонению влюблённых. Словом, он неотступно следует за подчинённостью Аллаху, куда бы она ни повела его. И если бы его спросили: “Какие деяния ты желаешь совершать?”, он бы ответил: “Я желаю исполнять веления Господа моего, какими бы они ни были и где бы они ни были, чего бы они от меня ни потребовали и что бы они ни предполагали, и неважно, заставят ли они меня сосредоточиться на одном или взяться за несколько дел. Нет у меня иного стремления, кроме исполнения этих велений, сопровождаемого осознанием того, что Он постоянно наблюдает за мной”» [Тарик аль-хиджратейн].
Не нужно, однако, путать отдых с бездеятельностью. Отдых — это когда мы отвлекаемся от основного занятия для того, чтобы восстановить силы, вернуть себе бодрость, улучшить своё моральное и физическое состояние. Это может быть сон, принятие пищи, физическая активность, лечебные и оздоровительные процедуры. А бездеятельность — это ничем не обоснованное отсутствие полезной деятельности, когда мы попусту убиваем время без всякого намерения, без всякой цели. Предаваясь лени, совершенно расслабляясь и забывая о том, что рабочий день в самом разгаре, мы ведём себя неразумно и радуем шайтана. Поэтому так важно просить у Всевышнего защиты от лени и просить, чтобы Он сделал наше время благодатным.
Важно помнить и о том, что самое обыкновенное дело может превратиться в поклонение, если совершать его не бездумно и машинально, а с правильным намерением. Искреннее намерение способно творить чудеса, ибо, как сказал наш любимый Пророк (мир ему и благословение Аллаха), «дела оцениваются по намерениям» [Бухари]. Если человек постарается, то сможет получать награду даже за принятие пищи и сон и за многие другие действия, которые мы совершаем ежедневно и без особого труда. Жаль, что мы так часто забываем об этом. Ведь каждый день мы совершаем десятки действий, за которые могли бы получить награду, если бы сопровождали их совершение правильным намерением…
Мир этот таков, что в нём нас на каждом шагу постигают какие-то испытания, большие и малые. Они у каждого свои, но есть они у всех. Главное — осознать, что без них никак нельзя, и они ни в коем случае не должны доводить нас до отчаяния и замедлять наше движение навстречу Всевышнему. В конце концов Аллах посылает испытания тем, кого любит, и посредством этого очищает их от грехов и поднимает их на ступени, на которые нельзя взойти никаким другим путём. Но меру испытаний, которые мы способны выдержать, знает только наш Господь, и поэтому нам не следует просить у Него трудности и болезни. Напротив, мы должны молить Аллаха о прощении и благополучии, к чему и побуждал нас Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха).
Для того чтобы идти по жизни ровно, не поддаваясь соблазнам и не ломаясь от испытаний, также важно обрести душевную гармонию и добиться внутреннего равновесия. Поскольку все мы очень разные, то и критерии гармонии и равновесия у каждого из нас свои. Это многообразие не только помогает нам выживать в этом мире, но и само по себе является частью нашего испытания, испытания друг другом. Найти свой собственный путь в границах, очерченных нашим Господом, — задача непростая, и каждому из нас надлежит решать её самостоятельно, чтобы не переусердствовать, не подорвать здоровье, не выбиться из сил и не сойти с дистанции. Как учил наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Следуйте прямым путём, старайтесь приблизиться [к такому следованию, если не способны следовать им неуклонно,] и используйте [для совершения благих деяний] утро, вечер и часть ночи. Придерживайтесь умеренности, и вы достигнете цели» [Бухари].
Ну и конечно, важно не дать лени взять над собой верх, не растрачивать драгоценное время бездумно, на пустяки — ведь его не вернёшь даже самым горьким и искренним сожалением. Нужно не идти на поводу у шайтана, который желает, чтобы мы погрязли в мирской суете, бесполезно проводя свои дни и ночи, и гнались за мирскими благами, забывая о том, что они должны быть для нас только подспорьем в делах благочестия. Всевышний сказал: «Шайтан угрожает вам бедностью и велит творить мерзость. Аллах же обещает вам прощение от Него и милость» (сура 2 «Корова», аят 268)
.
Обращаясь к примеру лучших из лучших, пророков Аллаха и их верных последователей, мы видим, что все они воспринимали земную жизнь не иначе как мост в мир вечный, некий коридор, преодоление которого сопряжено со значительными усилиями, но конечная цель стоит того, чтобы пройти этот тернистый путь. В их жизни были и труд, и отдых, и они ценили своё время, планировали свою полезную деятельность и в совершенстве владели искусством держать мирские блага в руках, а не в сердце.
О Аллах! Помоги и нам прожить нашу земную жизнь достойно и плодотворно, выбрать верный курс и не сбиваться с него. Прости нам наши слабости и упущения и приведи нас к Твоему довольству и великой награде!