Возвеличивание Аллаха относится к достойнейшим видам поклонения, о котором люди нередко забывают, особенно в наше время, отмеченное невероятным обилием и разнообразием всего того, что отвлекает от Всевышнего. Это такое возвеличивание, которое наполняет сердце и проявляется в словах и действиях верующего, определяя его образ мыслей и его поведение.

Не приличествует верующему утверждать, что он возвеличивает Аллаха, а потом противоречить самому себе своими словами и поступками, тем более что последние два века изобилуют проявлениями небрежного и просто отрицательного отношения к религии вообще и ко Всевышнему в частности.

Сама вера в Аллаха зиждется на возвеличивании Его. Это тот необходимый фундамент, без которого не может стоять её здание. И в основе поклонения Господу лежит полнота любви к Нему, возвеличивание Его и покорность Ему — так что даже неодушевлённые предметы покоряются Ему, не говоря уже о живых существах.

А уж от нас, потомков Адама, наделённых разумом, осознание величия Аллаха и претворение этого осознания в жизнь требуется в первую очередь. Вот почему Божий пророк Нух вопрошал: «Почему же вы не надеетесь на величие Аллаха?» (сура 71 «Нух», аят 13).

Как может человек не возвеличивать Господа, если это делают даже неодушевлённые предметы? «Его славят семь небес, земля и те, кто на них. Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой, но вы не понимаете их славословия» (сура 17 «Ночной перенос», аят 44).

Стоит задуматься и над словами Всевышнего: «Те, кто на небесах и на земле, по своей воле или против неё падают ниц перед Аллахом, а также их тени по утрам и перед закатом» (сура 13 «Гром», аят 15).

И над Его словами: «Неужели ты не видишь, что перед Аллахом падают ниц те, кто на небесах и на земле, солнце, луна, звёзды, горы, деревья, животные и многие люди?» (сура 22 «Хадж», аят 18).

Разве не странно думать о том, что создания, на которых не возложены религиозные обязанности, могут возвеличивать Аллаха больше, чем люди? Вспомним, как отреагировали небеса и земля на попытки приписать Всевышнему детей: «Небо готово расколоться, земля — разверзнуться, а горы — обрушиться, оттого что они приписывают Милостивому сына. Не подобает Милостивому иметь сына. Каждый, кто на небесах и на земле, явится к Милостивому только в качестве раба. Воистину, Он знает им счёт и пересчитал их, и в день воскресения все они явятся к Нему в одиночестве» (сура 19 «Марьям», аяты 90–95).

А что же мы? Гневаемся ли мы так же, когда о Нём говорят что-то неподобающее, когда нарушаются Его запреты, когда кто-то пренебрежительно относится к Его велениям? И наполняются ли наши сердца благоговейным страхом, когда мы слышим или читаем слова Всевышнего — те самые, которые заставили бы и гору растрескаться от осознания Его величия? «Если бы Мы ниспослали этот Коран на гору, ты увидел бы, как она смиренно раскалывается от страха перед Аллахом. Такие притчи Мы приводим людям для того, чтобы они поразмыслили» (сура 59 «Сбор», аят 21).

Самое скверное сердце — у человека, который не знает Господа своего и не возвеличивает Его должным образом, потому что сердце это черствей многих чёрствых творений! «После этого ваши сердца ожесточились и стали, как камни, или даже ещё жёстче. Поистине, среди камней есть такие, из которых бьют родники. Среди них есть такие, которые раскалываются и изливают воду. Среди них есть такие, которые падают от страха перед Аллахом. Аллах не находится в неведении о том, что вы совершаете» (сура 2 «Корова», аят 74).

Ибн Таймийя поставил под вопрос ценность правильных убеждений, которым не сопутствует возвеличивание Аллаха и благоговение перед Ним: «Если человек признаёт Аллаха единственным богом и признаёт миссию Его раба и посланника [Мухаммада], но убеждения эти не имеют необходимых следствий в виде возвеличивания Его и благоговения перед Ним, наполняющих сердце и оказывающих непосредственное влияние на [действия] органов тела, а напротив, сопровождаются пренебрежительным, циничным и глумливым отношением, выражаемым в словах и действиях, то наличие этих убеждений равносильно их отсутствию. Такое [отношение к Всевышнему] делает их недействительными и лишает их всякой пользы и блага».

Божьи пророки показали нам прекрасные примеры истинного возвеличивания Аллаха — да и странно было бы ожидать от них иного, ведь в Коране сказано: «Аллах лучше знает, кому доверить Своё послание» (сура 6 «Скот», аят 124). И вся жизнь нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) была примером возвеличивания Господа. Сподвижники научились этому действу от него, и грех нам не следовать по их стопам.

Возвеличивать Аллаха обязаны все, и есть действия, помогающие нам в этом. Это, в первую очередь, размышление о Его именах и качествах: «Он — Аллах, и нет божества, кроме Него, Ведающего сокровенное и явное. Он — Милостивый, Милующий. Он — Аллах, и нет божества, кроме Него, Властелина, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далёк от того, что они приобщают к Нему. Он — Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него — самые прекрасные имена. Славит Его то, что на небесах и на земле. Он — Могущественный, Мудрый» (сура 59 «Сбор», аяты 22–24).

Он — Обладатель абсолютного могущества, и воля Его не встречает преград и всегда исполняется. Он явил Себя горе, и она тут же рассыпалась. Он — над небесами, и от Него ничто не укрывается. Он видит и слышит абсолютно всё, даже крошечного чёрного муравья, ползущего тёмной ночью по чёрной скале. К Нему одновременно взывают на самых разных языках миллиарды творений, и для Него не составляет труда внимать им всем. И ни одна молекула, ни один атом в нашем мире не двигается иначе как с Его позволения: «У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни зёрнышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы не было в ясной книге» (сура 6 «Скот», аят 59).

Достаточно хоть раз по-настоящему задуматься над смыслом Аята аль-Курси, который все мы так часто читаем и стремимся выучить, чтобы осознать величие Всевышнего и преисполниться благоговейного страха перед Ним: «Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто станет заступаться перед Ним иначе как с Его дозволения? Он знает их будущее и прошлое. Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает [открыть им]. Престол Его объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. И Он — Возвышенный, Великий» (сура 2 «Корова», аят 255).

Покров Его — свет, и если бы открыл Он его, то сияние Лика Его сожгло бы всё, чего достигнет взор Его…

Чем больше узнаёт человек о Всевышнем, о Его прекрасных именах и возвышенных описаниях, тем острее ощущает он Его безграничное могущество и совершенное величие. Поэтому всестороннее изучение Корана — Книги Аллаха — относится к тем средствам, которые помогают нам научиться возвеличивать Аллаха должным образом: «Скажи: “Веруйте в [этот Коран] или не веруйте”. Поистине, когда его читают тем, кому знание было дано прежде, они падают ниц, касаясь земли кончиками бород. Они говорят: “Свят наш Господь! Обещание нашего Господа непременно исполнится”. Они падают ниц, касаясь земли кончиками бород и рыдая, и это увеличивает их смирение» (сура 17 «Ночной перенос», аяты 107-109).

Размышление о творениях Всевышнего также помогает нам осознать Его величие и наполнить наши сердца благоговением и преклонением перед Ним: «Поистине, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в кораблях, которые плывут по морю с тем, что приносит пользу людям, в воде, которую Аллах ниспослал с неба и посредством которой Он оживил мёртвую землю и расселил на ней всевозможных животных, в смене ветров, в облаке, подчинённом между небом и землёй, заключены знамения для людей разумеющих» (сура 2 «Корова» аят 164).

Знакомство с Сунной также помогает нам возвеличивать Всевышнего, давая правильное представление о Нём, заставляя задумываться о Нём и о нас самих — Его слабых, бесконечно нуждающихся в Нём созданиях.

Размышление о милостях Всевышнего — бесконечных, необъятных, не поддающихся исчислению — помогает нам осознать величие нашего Творца и Благодетеля и относиться к Нему так, как мы обязаны. А величайшая из этих милостей, конечно же, милость ислама.

Как же понять, что мы действительно возвеличиваем нашего Господа? Когда это возвеличивание наполняет сердце человека, оно начинает проявляться в его словах и в деяниях его сердца и тела, и трепетное отношение к Его словам и Его законам и отказ противопоставлять этим законам несовершенный человеческий разум — одно из проявлений этого возвеличивания. Оно проявляется и в нашей покорности Творцу и искренней готовности исполнять Его веления и соблюдать Его запреты.

Любовь к Сунне нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), стремление следовать ей и любовь и уважение к тем, кто следует ей, — ещё одно указание на то, что человек возвеличивает Аллаха должным образом. Известного последователя сподвижников Саида ибн аль-Мусайяба спросили об одном хадисе, когда он лежал в предсмертной болезни, и он велел: «Помогите мне сесть, ибо я не желаю пересказывать хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) лёжа».

Такими были наши праведные предшественники. А сегодня сердца многих людей трогает книга, фильм, стихотворение или песня весьма далёкого от религии содержания, а хадисы и аяты не оказывают на них подобного воздействия и как будто соскальзывают с их сердец.

Почтительное отношение к сподвижникам Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) неотделимо от возвеличивания Аллаха, потому что именно они передали религию Всевышнего от Посланника Аллаха представителям следующих поколений, и именно благодаря их усилиям дошли до нас Коран, Сунна и связанное с ними полезное знание.

Уважительное отношение к исламским учёным — тоже один из признаков возвеличивания Аллаха. Сколько людей вышли на путь истинный благодаря их стараниям, сколько невежественных спасли они, распространяя свет знания, из лап коварного Иблиса! Относящийся пренебрежительно к этим людям, посвятившим жизнь служению Аллаху, и обесценивающий их труд не может возвеличивать Аллаха должным образом.

Трепетное отношение к внешним проявлениям ислама — намазу, закяту, посту в рамадане, хаджу, а также мечетям и мусхафам — также есть возвеличивание Аллаха. Всё это не требует от нас больших усилий, но в то же время делает нас истинными рабами Аллаха, и это — путь к счастью в обоих мирах.

Читайте также: Как уберечь язык от грехов