Не люди, а Сам Всевышний Аллах сказал о мусульманах: «Вы лучшая из общин, появившаяся на благо человечества: вы побуждаете к одобряемому, удерживаете от порицаемого и веруете в Аллаха» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 110)
.
Казалось бы, этот аят должен нас радовать и утешать, вдохновлять и обнадёживать, воодушевлять и подвигать на великие дела, давать нам неукротимую энергию и зажигать в нас благородный пыл, пробуждать в нас самые лучшие качества, внушать беззаветную храбрость и самозабвенную любовь к Господу и к Его религии. Этот аят должен быть для нас лучшим в мире радостным известием и освещать своим сиянием всю нашу жизнь. Разве эти слова Всевышнего не повод для гордости, не чудесный дар Создателя нам, не указание на то, сколько блага заложено в нас и какая огромная милость дарована нам?..
Очевидно, что это так. Тогда почему же сегодня мы наблюдаем странную картину, не согласующуюся с таким положением вещей? Почему мы видим тысячи мусульман, которые в буквальном смысле стесняются своей религии и стараются замаскироваться, скрыть свои убеждения? Они боятся оттолкнуть от себя окружающих или настроить их против себя упоминанием о своём вероисповедании, им кажется, что о них начнут думать плохое или подозревать их в чём-то дурном и это негативно скажется на их работе или учёбе.
Что стало катализатором этого явления, которое кажется противоестественным, когда мы обращаемся к Корану и Сунне и видим там тысячи указаний на достоинства мусульманской общины и то благо, которое они несут собой всему человечеству? Внешние факторы? Кризис исламской цивилизации? Или же причина в нас самих?
Всевышний Аллах предупредил нас: «Мы непременно испытаем вас чем-то из страха, голода, недостатка имущества, людей и плодов» (сура 2 «Корова», аят 155)
.
Подобные утверждения мы встречаем в Коране многократно: «Или вы полагали, что войдёте в Рай, не испытав того, что постигло ваших предшественников? Их постигали нищета и болезни. Они переживали такие потрясения, что Посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: “Когда же придёт помощь Аллаха?”» (сура 2 «Корова», аят 214)
;
«Вас непременно постигнут испытания, затрагивающие ваше имущество и вас самих, и вы непременно услышите от тех, кому было даровано Писание до вас, и от многобожников много неприятных слов [о вас самих и о вашей религии]» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 186)
.
Об этом говорил и правдивый Посланник (мир ему и благословение Аллаха): «Верующих мужчин и женщин не перестанут постигать испытания, затрагивающие их тело, семью и имущество, до тех пор, пока они не встретят Великого и Всемогущего Аллаха без единого греха» [Тирмизи].
И он же предупреждал: «Поистине, ждут вас тяжкие и трудные испытания и долгие и тяжкие смуты» [Адаб муфрад].
Из этих аятов и хадисов мы совершенно точно знаем, что такова природа земной жизни и что испытания будут непременно постигать нас и никуда нам от них не деться. И сформировавшиеся сегодня предрассудки в отношении ислама и мусульман, негативное представление о них и предвзятое отношение к ним — лишь часть тех испытаний, которые обещал нам Всевышний. Мы должны понимать это и относиться к такого рода явлениям правильно: проявлять терпение, надеяться на лучшее и не забывать о награде, которая ожидает терпеливых. Как сказал благородный Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Кому Аллах желает блага, того Он подвергает испытаниям» [Бухари].
Как бы нам этого ни хотелось, мы всё равно не сможем полностью избежать испытаний. Но возможности изменить что-то к лучшему есть всегда и у любого из нас. Быть может, ислам — религию мира и добра, проповедующую всё самое лучшее, ценное и нужное — ещё долго будут необоснованно связывать с отсталостью, жестокостью, закоснелостью, фанатизмом, терроризмом и другими скверными явлениями. Возможно, мы не сможем искоренить эти предрассудки и заблуждения, но мы вполне можем внести свою маленькую лепту в это наиважнейшее дело. Плоды этих стараний будут появляться постепенно и спустя много времени, но с позволения Аллаха они будут. И они не только принесут нам награду в мире вечном, но и станут нашим бескорыстным и искренним подарком тем, кто будет жить в этом мире после нас.
Подавленность, пассивность, отчаяние — не лучшее, что мы можем противопоставить этим испытаниям. Единственный выход — стараться быть достойными представителями лучшей общины на земле.
Не случайно, назвав мусульман лучшей из общин, Всевышний упомянул и об условиях, при которых мы действительно будем такими: «…вы побуждаете к одобряемому, удерживаете от порицаемого и веруете в Аллаха» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 110)
.
То есть от нас требуется быть мусульманами и на словах, и на деле, претворять в жизнь учение ислама и приближаться к тому нравственному идеалу, который проповедуют Коран и Сунна. И трудиться, делая столько добра, сколько в наших силах. Недостаточно одного только названия — нужны соответствующие поступки.
Как показывает практика, люди плохо думают об исламе не столько под влиянием средств массовой информации, сколько из-за дурного поведения не лучших среди нас. И не стоит удивляться тому, что не имеющие никакого отношения к исламу проступки людей, его представляющих, ставятся в вину нашей религии и становятся поводом для критики в её адрес. Конечно, все эти предрассудки и клише появились не сегодня и распространяются много веков. Но если мы будет бороться с ними, то сможем ослабить их напор и значительно увеличить число тех, кто не только имеет правильное представление об исламе, но и симпатизирует ему, а может быть, даже задумывается о том, чтобы принять его.
Самый верный способ бороться с такими предубеждениями — показывать красоту и величие ислама на практике и самим быть воплощением этой красоты. Поистине, живой пример благонравного мусульманина способен сломать стереотипы, настаивавшиеся многими годами. Всевышний сказал: «Посланник Аллаха был прекрасным примером для вас, для тех, кто надеется на [милость] Аллаха и [преуспеяние в] Последний день и много поминает Аллаха» (сура 33 «Союзники», аят 21)
.
То есть мы должны следовать примеру нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и стараться быть похожими на него. А для этого нужно изучать его жизнь и нрав. Ведь очень часто человеку мешает следовать Сунне элементарное незнание её. Это невежество мы и должны изживать в себе и помогать в этом другим. И чем больше будет в нашей умме людей, походящих на нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) нравом, словами и деяниями, тем меньше будет у мусульман поводов скрывать своё вероисповедание и испытывать стеснение при виде своих братьев по вере.
Если мы сможем показать окружающим, что есть ислам на самом деле, то многие, очень многие почувствуют интерес к нашей религии, не взирая ни на какую антиисламскую риторику. Ведь добром, чистотой и мудростью трудно не восхищаться и к людям благонравным, доброжелательным и эрудированным трудно не испытывать уважения и симпатии… Как следствие, и отношение к мусульманам непременно изменится в лучшую сторону.
Если каждый из нас будет стараться по мере своих сил соблюдать предписания Корана и Сунны, приобретать — пусть понемногу — полезное знание и претворять его в жизнь и работать над собой, над своим нравом, над тем впечатлением, которое мы производим на окружающих, над своими манерами, внешним обликом и внутренним содержанием, над своим интеллектом и своей личностью, то всем нам будет гораздо легче общаться с окружающими и делать добро и даже просто жить и развиваться, и гораздо легче гордиться своей религией и, улыбаясь, с готовностью и радостью признавать: «Я — мусульманин».
«Поистине, Аллах предписал всё делать хорошо», — учил наш любимый Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Согласитесь, многие из нас ещё не усвоили этот важный урок и относятся спустя рукава не только к своим земным, но и к религиозным обязанностям. А ведь стремление быть воплощением этого «хорошо» способно творить чудеса не только с самим человеком, но и с его окружением.
И наоборот, чем дальше мы от Корана и Сунны и чем дальше мы от того, чтобы служить благим примером для других, тем меньше у нас оснований надеяться на то, что положение мусульман во всём мире вдруг изменится в лучшую сторону. Коран предупреждает нас: «Поистине, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (сура 13 «Гром», аят 11)
. На что же мы рассчитываем, если не торопимся изменить самих себя, не стараемся много работать и учиться, быть пунктуальными, чистоплотными, вежливыми?
Для того чтобы у людей, с которыми мы пересекаемся, не возникало нежелательных для нас ассоциаций, мы должны своим поведением опровергать устоявшиеся в обществе стереотипы и выделяться только хорошими поступками, как бы трудно это ни было. И даже если люди не оценят наших стараний — а чаще всего так и происходит, — они всё равно не пропадут даром: «Если кто следует прямым путём, то [Аллах] увеличивает их приверженность прямому пути и награждает их богобоязненностью» (сура 47 «Мухаммад», аят 17)
. А в день воскрешения эти благие дела и намерения будут вознаграждены наилучшим образом: «Поистине, Аллах введёт тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, в Райские сады» (сура 47 «Мухаммад», аят 12)
.
Нам всем нужно научиться гордиться своей религией в самом прекрасном, чистом и благородном смысле этого слова. Не кичиться, не доходить до эпатажа, но нести в душе своей согревающее и радостное осознание того, как прекрасна религия, которую мы исповедуем, и какое это счастье — что Всевышний Аллах привёл нас в неё. Эта не противоречащая скромности гордость должна сквозить в наших словах и поступках и проходить красной нитью через всю нашу жизнь. И эту гордость вместе с хорошим воспитанием и багажом полезных знаний мы должны передать нашим детям, чтобы они украшали ею себя и несли её дальше, следующим поколениям. Пусть она живёт в тех, кого мы уже не увидим и не застанем, и пусть она, как и наши благодеяния, станет доброй памятью о нас.
О Аллах, помоги нам исповедовать Твою религию красиво и правильно, блюсти Твои заповеди и нести добро людям, оставляя об исламе только хорошее впечатление и прославляя имя Твоё!